Posted in Семья
05.09.2017

Крутые парни на железных конях

Даже не стоит говорить, что соревнования за семь десятилетий стали суперпопулярными как у зрителей, так и у спортсменов. Пришлось даже перекрывать въезд в город: дорога превратилась в зрительскую трибуну, очень удобную, с нее видна вся трасса мотокросса.

Помечаем в блокноте названия мест, откуда прибыли спортсмены: Шуя, Саранск, Нижний Новгород, Бор, Чкаловск, Тейково, Иваново, Кинешма, Ковров, Фурманов, Володарск… Комментатор сообщает любопытные подробности: самому старшему спортсмену Владимир Бацину 71 год, самому юному Ивану Драгову из Балахны всего шесть лет. В компании крутых парней есть одна девушка — Лера Гахрамова. Зрители награждают ее аплодисментами. На этой трассе она не первый год.

Кстати, к юбилейной дате мотокросса стоит добавить еще одну дату — 80 лет назад Валерий Павлович Чкалов стал главным судьей по мотоспорту. С присущим ему азартом взялся за судейство, но не ограничил себя только этим. Он выяснял, что нужно спортсменам, и на заводы летели письма с его просьбами: «Прошу подготовить моторы», «Прошу изготовить высококачественные свечи». Ни одну просьбу спортсменов не оставлял без внимания.

Существенное различие мотокросса сегодняшнего и семидесятилетней давности — тогда спортсмены проходили сложнейшие трассы преимущественно на отечественных мотоциклах. Сейчас, как выразился один из тренеров, нет «ни наших, ни около наших» — вся техника зарубежная. Яркая экипировка спортсменов тоже из-за границы. Правда, разнообразие классов мотоциклов дает возможность встать в спортивный строй самым «мелким» гонщикам. Крутому парню шесть лет, ростом он меньше мотоцикла, а потому катит машину мама, папа заводит ее перед стартом. У «мелкого» сил в ногах пока не хватает.

Рев мотоциклов усиливается, а это явный признак старта… Пошли! Из-под ребристых колес веером вылетает грязь. На трассу уходят самые опытные спортсмены, они задают темп гонке. Начинается круговерть.

Честно говоря, от спортивных мотокроссов мы уже давно отвыкли. Если эти соревнования и проводятся, то где-то вдалеке, незаметно, без призывных афиш. На слуху одни заросшие волосами, изукрашенные татуировками байкеры, несущиеся с ревом по дорогам. Это они стали символом сегодняшнего времени, а не спортсмены, выжимающие из своих машин рекорды.

Вот ребята выстреливают из-за холма и… летят. Кто-то рядом стоящий шутит: «Может, им не объяснили, что на мотоциклах еще и ездить можно». Объяснили, но мотокросс-то чкаловский — как тут без полетов. Спортсмены в воздухе умудряются еще вертеть головой, следя за тем, кто из соперников летит рядом. Теперь только судьи способны распутать ревущую круговерть. Нам остается следить за действом.

Предстартовый рев моторов… Поехали! Заезд следует за заездом. Все ждут кульминации соревнований, когда в гонку вступят самые юные спортсмены. Они пока вокруг тренеров, которые объясняют им тонкости трассы. Понятно, что здесь самые опытные из юных.

И вот их заезд. Удивительно, но через круг уже перестаешь понимать, что это самые маленькие… Трассу они проходят так же напористо, крутые лбы холмов выстреливают ими так же высоко, финишируют они, разгоряченные, без дрожи в руках и коленках.

Вот с этого и начинаются крутые парни, похожие на их предводителя — летчика, который навсегда останется с ними.

И репортаж этот хочется закончить словами Валерия Чкалова, относящимися к нашему времени: «Посмотрю я на вас, братцы, и досадно мне становится. Народ вы храбрый, настойчивый, сил на рекорды много кладете, а гоняете все на чужих машинах. Вот бы с нас, летчиков, пример брали. Мы от заграничных машин давно отказались, и дела идут неплохо. По-моему, и вам пора перейти на наши отечественные машины. Подумайте об этом хорошенько».

Во времена Чкалова об этом еще можно было бы подумать, а сегодня и думать нечего.

Вячеслав ФЕДОРОВ.

Чкаловский округ.