И в поле густо, и во дворе не пусто
Втянулся в дело
Если бы в юности Евгению Лосеву сказали, что он свяжет жизнь с сельским хозяйством, вряд ли бы поверил. До армии закончил Павловский автомеханический техникум, после службы поступил в политехнический институт. Устроился по специальности — на механический завод «Восход». Десять лет трудился на этом предприятии, а потом наступили кризисные 1990-е. Зарплату задерживали месяцами. Каждое утро Евгений просыпался с мыслью — как прокормить семью, в ту пору подрастали дочка и сын.
Знакомый предложил заняться сельским хозяйством. Начинали втроем, за поселком Тумботино им выделили 18 гектаров. Купили тысячу гусят, посадили картофель. Получили хороший урожай, а вот с птицей обстояло хуже — половина не выжила.
— Не хватало опыта, — признается Евгений Михайлович. — Много гусят просто передавили друг друга…
Совместный бизнес продержался лишь лето, к осени новоиспеченные фермеры разделили землю поровну и расстались.
Вскоре бывшие коллеги Евгения перестали заниматься сельским хозяйством, а он втянулся, создал КФХ «Юнона». Получил в пользование еще 12 гектаров близ деревни Большое Мартово, позднее столько же взял в аренду. Сам распахал земли, посеял зерновые, травы.
Из техники в ту пору был лишь старый трактор. На следующий год приобрел новый, а также самосвал. На прицепные механизмы не хватало средств — приходилось брать в аренду, на время уборки нанимал зерноуборочный комбайн. Свой, прицепной, появился позднее. Тогда это был единственный прицепной комбайн в районе, Евгений до сих пор помнит, как не мог нарадоваться.
Одновременно обслуживал на своей машине два продуктовых ларька. Словом, крутился, как мог.
— За счет одного сельского хозяйства невозможно было прожить, — рассказывает Евгений Лосев. — Очень помогала жена, ездила со мной на закупки, вела бухгалтерию.
Теперь у Нины Павловны свое крестьянско-фермерское хозяйство — три года назад завела гусей, уток, индюков и кур.
А супруг приобрел восемь бычков швицкой породы и двух герефордов. В планах фермера — увеличить поголовье для откорма, как минимум, до 100 животных.
Богатый урожай — это хорошо?
Еще в 2002 году он стал владельцем разорившегося совхоза «Тумботинский». Пришлось брать кредиты на восстановление полностью разрушенного производства.
Вообще, практически каждый год в фермерском хозяйстве появляется новая техника. Сейчас в автопарке пять тракторов, два комбайна, погрузчик, навесные агрегаты. Обработать более 400 гектаров — не шуточное дело. Эти земли расположены за Окой, а на павловской стороне остались лишь 24 гектара, с которых когда-то фермер начинал. Зерновые занимают площадь 300 гектаров, остальная — травы.
Урожай зерна получается, как правило, неплохой.
— Но вот иногда не радует богатый урожай — цены на зерно сразу падают, — вздыхает фермер. — Получаем меньше прибыли, хотя должно быть наоборот. Давит диспаритет цен — почему солярка стоит 40 рублей? Давайте и зерно сдавать по такой же стоимости. Необходим контроль государства за закупочными ценами, тогда и дотаций не надо…
Зерно в основном продают птицефабрикам и мукомольным заводам, а сено — населению. С реализацией картофеля дело обстоит хуже.
— Семнадцать лет сажал картофель, со сбытом не было проблем, — продолжает рассказ Евгений Михайлович. — Снабжал детсады и больницы. Но появилась логистическая компания, которая вытеснила с рынка. Вот уже два года не поставляю картофель прежним клиентам.
— Сейчас планируют расширять сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов, — размышляет фермер. — Замысел хороший, они могли бы решать проблему сбыта. Нам, сельхозпроизводителям, и без того хватает забот — пахать, сеять, растить животных. Лишь бы все было сделано по уму с этими кооперативами.
Иного не дано
…Увидев хозяина, грозные на вид быки радостно замычали и потянулись к нему, норовя лизнуть.
— Швицы — очень мирные и ласковые, — улыбается фермер.
За животными следит Александра Тарабарина. Они ухожены, в помещениях чисто. Прежде женщина работала на заводе, но сейчас в фермерском хозяйстве чувствует себя как рыба в воде.
Телята-герефорды пасутся на воле. При нашем появлении удалились подальше, но увидев в руках хозяина пучок травы, сразу подошли полакомиться. Площадку для животных огородили электропастухом.
Говядину супруги Лосевы планируют продавать населению и муниципальным учреждениям.
В вольере для птицы утки содержатся отдельно, чтобы индюки не обижали. Ну не нравятся индюкам утки. А вот куры нравятся, с ними лад.
В птичьем царстве, как вы уже знаете, есть еще и гуси.
— Их невыгодно содержать, — рассуждают фермеры. — Они весят гораздо меньше, чем индюки, а едят одинаково…
Пока в птичнике нет инкубатора, но хозяйка намерена со временем его приобрести.
— С птицей интересно заниматься, — говорит Нина Павловна. — Сердце радуется, когда глядишь, как птенцы подрастают. Правда, в этом году индюшата болели, очень переживала…
Фермерам помогает сестра Нины Лосевой — Вера Павловна Климова. Ее застали на весовой, она выполняет обязанности кладовщицы, а в период посевной и уборочной готовит обед для рабочих. По их словам, повар она отменный.
В фермерском хозяйстве постоянно трудится 12 человек, а во время полевых работ приходится нанимать еще людей. Принять специалистов нет финансовой возможности, приходится фермерам управляться самим с их работой.
Возможность хоть немного отдыхать появилась у них не так давно. Иногда начали выезжать в отпуск, когда почувствовали, что производство твердо встало на рельсы. В отсутствие хозяев за КФХ приглядывает Леонид Филатов. Человек надежный и в сельском хозяйстве понимающий.
Евгений Лосев возлагает большие надежды на семью дочери. Нынешней весной она с мужем вернулась из Санкт-Петербурга в родной город, зять подключается к делу.
Как бы там ни было, супруги не представляют жизни без сельского хозяйства. Они посвятили своему делу четверть века и надеются, что оно будет развиваться.
Светлана ГУНДОРОВА.
Павловский район.