Ворота Х
Инициатива установки обелиска принадлежит Российскому военно-историческому обществу и поддержана Министерством иностранных дел России и Министерством внутренних дел Австрии.19 октября 1956 года из центра Вены — с площади Шварценбергплац, на которой с августа 1945 года находился памятник советским воинам-освободителям, увезли в музей самоходную установку, а останки военнослужащих, похороненных у боевой машины, перенесли на Центральное кладбище Вены. Там в августе 1946 года в присутствии представителей войск союзников было торжественно открыто кладбище советских воинов.Но есть на территории самого известного столичного некрополя и забытое место, где было погребено около 200 советских воинов. В их документах до сих пор значится: «погиб в плену» или «пропал без вести», и ни слова о захоронении.
Летом 1916 года на сайте венского архива Сопротивления появилась статья австрийского историка Хайнца Риделя о советских военнопленных, погибших в Вене. В публикации описываются подробности гибели и погребения советских солдат, умерших от болезней и невыносимых условий в плену.
В октябре 1941 года Гитлер приказывает использовать труд советских военнопленных на строительстве дорог и горнодобывающих предприятиях, а квалифицированные кадры — в военной промышленности. Команда была исполнена немедленно: в Третий рейх отправились эшелоны с советскими военнопленными.
С октября 1941 года по март 1945-го не было месяца, чтобы в венских документах не появлялись имена погибших советских военнопленных.
В декабре 1941 года в резервном лазарете в 6-м районе Вены умерли от тифа и истощения два красноармейца. Их похоронили в могиле № 1 на Центральном кладбище Вены.
На этом самом известном венском некрополе было отведено отдельное незаметное место для захоронения погибших в плену советских солдат. Оно находилось в самой глубине кладбища, с противоположной стороны от центрального входа, у ворот № 10.
Это место уже в 1942 году даже в официальных бумагах стали именовать Russenfriebhof (русское кладбище). Перед Днем поминовения усопших 2 ноября 1942 года было окончательно решено хоронить там только советских военнопленных, умерших в городском лазарете, на венских военных предприятиях и в лагерях на территории венского района Медлинг (теперь — Нижняя Австрия). Для французских, сербских, польских, югославских, греческих, итальянских, голландских пленных оборудовали отдельное место.
Венцы не обращали внимания на свежие могилки, обозначенные деревянными колышками, — таковых во время войны на кладбище появилось немало. Похоронная команда старалась предавать земле останки пленных так, чтобы посетители кладбища не стали невольными свидетелями погребения.
Не многих пленных хоронили в гробах. Чаще всего из-за боязни эпидемий тифа и туберкулеза использовали специально пропитанную битумом водонепроницаемую «асфальтовую бумагу».
По данным Хайнца Риделя, в 1941 году у десятых ворот были похоронены 9, в 1942-м — 98, в 1943-м — 8. в 1944-м — 47 , в 1945-м — 36 советских военнопленных.
Сейчас на плане Центрального кладбища ворота № 10, обозначенные в документах 1941-1945 годов римской цифрой Х, отсутствуют. Огромную арку заложили кирпичом в
50-х годах ХХ века. Но сразу после войны через эти ворота, с обратной стороны которых были железнодорожные пути, на кладбище еще свозили тела погибших.
Со временем место погребения советских военнопленных заросло кустарником. О том, что эксгумация останков у ворот Х не производилась, говорят справки венской администрации. В 50-70-х годах прошлого века в ответе на запросы о месте погребения нескольких советских граждан значится: «Место захоронения — Вена, Центральное кладбище, ворота № 10. Местоположение могилы определить невозможно. Захоронение естественным образом сровнялось с землей».
Ни в австрийских, ни в российских архивах не найдено ни одного документа, подтверждающего проведение эксгумации останков советских пленных у ворот Х. Историк Хайнц Ридель упоминает в своей публикации, что в 1960-х годах МВД Австрии проводило там пробные раскопки, «в ходе которых были найдены части скелетов и остатки одежды, но не было обнаружено деревянных гробов».
Прошлым летом австрийцы, прочитавшие труд военного историка, не стали запрашивать разрешения и установили на месте забытого кладбища самодельный деревянный березовый крест, который кладбищенские власти убрали уже через несколько дней, чтобы избежать несчастных случаев во время сильного ветра. Место Икс скрыто сейчас от глаз прохожих живой изгородью.
Юлия ЭГГЕР,
Александра КОЛЬБ.
Австрия, г. Вена.
Авторы публикации продолжают работу в австрийских архивах по поиску дополнительных документов погребенных у ворот X советских военнопленных.
У ворот № 10 были захоронены наши земляки:
ЗИНОВЬЕВ Александр Егорович, 1911 г. р., красноармеец. Уроженец д. Белка Большемурашкинского района. В плен захвачен 11 сентября 1941 года под Вязьмой. Лагерный номер 122299. Находился в Шталаге XVII А. Погиб в плену 6 мая 1942 года.
МАКСЮТОВ Карим Максумович, 1908 г. р., красноармеец. Уроженец с. Пица Кзыл-Октябрьского района (Краснооктябрьского). В плен захвачен в октябре 1941 года. Лагерный номер 83625. Находился в Шталаге XVII В. Погиб в плену 30 июня 1942 года.
БАЛЕЕВ Степан, 1907 г. р., красноармеец. Уроженец с. Шутилово Первомайского района. Погиб в плену 14 января 1942 года.