Найти волшебный сундучок
Как посмотришь — обзываются, дерутся, читать не заставишь…- А вы сами любите читать? — спросила учительница.- Не люблю, — честно ответила мама.Думаю, чтение книг — это как раз то звено, потянув за которое, можно вытянуть всю «цепь» характера человека и, в конечном счете, его судьбы. Яркий тому пример — жизнь А. М. Горького, нашего великого земляка.Алеша Пешков с ранних лет познал «свинцовые мерзости жизни», самое ее дно. «Эта отвратительная жизнь вызывала у меня ту снотворную, притупляющую скуку, то желание озорничать, чтобы разбудить себя… И вот эта скука взрывалась бешеным озорством: ночью, взлезая на крышу, я затыкал печные трубы тряпками и мусором; подбрасывал в кипевшие щи соль, вдувал из бумажной трубки пыль в механизм стенных часов, вообще делал много такого, что называется хулиганством; делал это потому, что, желая почувствовать себя живым человеком, я не знал, не находил иных способов убедиться в этом…» Неизвестно, как бы сложилась судьба Алеши Пешкова, если бы не книги, хотя окружающие всячески препятствовали его страсти к чтению. Спасительной оказалась встреча юного посудника Алеши с корабельным поваром Смурым и его книжным сундучком. Для подростка это было все равно что в дремучем лесу найти связку волшебных ключей к даже не подозреваемым дверям громадного, вдруг расступившегося мира.Круг чтения Алеши был огромен, хотя никакой системы и последовательности в этом не было — он проглатывал всё, что удавалось достать. Читал русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Книги Диккенса, Бальзака, Дюма рассказывали о людях сильной воли, благородной цели, в то время как «вокруг меня мелкие людишки жадничали, завидовали, озлоблялись, дрались и судились из-за того, что сын соседа перебил камнем ногу курице…»Несмотря на то, что «университеты» будущего писателя состояли в странствиях по Руси и самообразовании, он стал энциклопедически образованным человеком, оказавшим огромное влияние на людей своего поколения.
Наталья ОГАНИНА.