Уйдут ли в небытие этажи‑миражи?
Некие щедрые компании предлагают людям за относительно невысокую цену поучаствовать в долевом строительстве многоквартирного дома, в котором каждый дольщик получит новенькую квартиру. Однако многие, вложив в дело свои кровные, зачастую остаются ни с чем. Мошенник-застройщик, едва начав возводить дом, либо скрывается с глаз долой, либо объявляет себя банкротом.
Обманутым дольщикам не остается ничего другого, как идти на поклон к областной власти, которая уже не раз находила возможность помочь оказавшимся в беде.
Ситуация заставила в свое время принять региональный закон о мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов. На недавнем заседании Законодательного Собрания в него были внесены существенные изменения.
— Это постоянная тема, которой мы занимаемся, — подчеркнул председатель Законодательного Собрания Евгений Лебедев. — Сейчас мы совершенствуем существующие подходы, находим новые. В данном случае предусмотрено, что компания, которая, пройдя отбор, изъявила желание достроить дом, возводившийся с помощью средств обманутых дольщиков, получает без торгов земельный участок и вкладывает в строительство свои средства. Новация в том, что после завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома свободные (невыкупленные) помещения в указанном доме, завершение строительства которых обеспечено за счет мер государственной поддержки, подлежат передаче в государственную собственность Нижегородской области в рамках договора о предоставлении субсидии или соглашения о предоставлении меры господдержки. Это составит порядка десяти процентов построенных площадей. Кроме того, в законе предусмотрено обязательство застройщика по внесению в областной бюджет разницы между рыночной стоимостью земельного участка и объемом государственной поддержки…
А возможно ли такое, чтобы из нашей жизни исчезло само понятие «обманутый дольщик»? Вот что сказал по этому поводу заместитель председателя Законодательного Собрания Александр Табачников:
— Мы понимаем, что основная волна обманутых дольщиков появилась в предыдущие 12-15 лет по причине несовершенства законодательства. Решение этой проблемы прежде всего в изменении законодательства. По моему мнению, и во всем мире так происходит, до достижения 50 процентов строительства дома продажи квартир нельзя начинать. Мы можем законодательно регулировать право начала продажи только с того момента, когда власть убеждена, что данный дом будет достроен, ресурсов у застройщика достаточно. Скорее всего, и законодательно, и понятийно мы придем к тому, что квартиры будут покупаться готовыми или на конечной стадии завершения строительства.
Николай РЯЗАНОВ.