Холодно от прохладцы
Палочка-выручалочка не всесильна
В 2016 году жалобы многих жителей Балахны на холод в домах, как говорится, зашкаливали. В течение лета пришлось срочно строить новую котельную, которая была запущена в середине сентября.
Этот пример привел в своем докладе на заседании правительства области заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чертков. На помощь балахнинцам пришла палочка-выручалочка — областная коммунальная компания. Она оказывает услуги тепло- и водоснабжения на территории Балахнинского, Богородского, Володарского, Ветлужского, Сеченовского и Ковернинского районов, Семеновского и Шахунского городских округов.
— При этом из 2 млрд рублей, которые компания привлекает в свою инвестиционную деятельность, 850 миллионов уходят на замену сетей, что как раз составляет у нас основной износ, — отметил Андрей Чертков.
Но даже при наличии ряда других компаний палочка-выручалочка не всесильна.
— В среднем по области износ объектов инженерной инфраструктуры в сфере ЖКХ составляет 70 процентов, местами даже более 80, — сообщил замминистра. — Отсюда большой процент аварийности, особенно на магистральных сетях.
Где выход? Смотри в повестку дня заседания правительства: «О привлечении частных инвестиций для модернизации и развития инженерной и энергетической инфраструктуры Нижегородской области».
И все же замминистра счел необходимым начать обсуждение путей решения проблемы не с инвестиций, а с концессий. Впрочем, они тесно связаны друг с другом.
Подпись приняли за волшебную
Важно понимать, что замена изношенного оборудования на аналогичное новое не решает проблем. Вот почему требуется привлечение частных инвестиций для модернизации и развития данной сферы. Здесь широкий простор для государственно-частного партнерства в виде включения частного бизнеса на взаимовыгодных условиях в эффективное управление государственной либо муниципальной собственностью или оказания услуг, обычно оказываемых государством.
То есть государство или муниципалитет дают право пользования своей собственностью концессионерам, которые по согласованию с муниципалитетом ведут строительство, модернизацию объекта концессии — котельной, сетей и другого.
Однако министерству на пути заключения концессионных соглашений пришлось столкнуться с немалыми проблемами.
— Во многих муниципалитетах сотрудники не обладают необходимой компетенцией для разработки концессионных соглашений, — сетует Андрей Чертков. — Министерство постоянно проводит семинары, но, честно говоря, редко встречаешь людей, у которых глаза горят по поводу заключения концессионных соглашений или хотя бы есть понимание того, как эти процессы происходят.
А тут еще некоторых руководителей муниципалитетов вдруг ввело в заблуждение изменение в федеральном законодательстве, согласно которому еще одной, третьей подписью под концессионным соглашением между муниципалитетом и концессионером является подпись главы региона, губернатора.
— Руководители муниципалитетов очень странно к этому отнеслись, — недоумевает замминистра. — Они почему-то подумали, что если глава региона ставит подпись, значит, он несет ответственность за те риски, которые муниципалитет берет на себя. А главное, они посчитали, что за это муниципалитетам еще и денег дадут. Самое обидное то, что предложений частных инвесторов в октябре — ноябре 2016 года было выдвинуто 34, но только 13 муниципалитетов на это откликнулись. То есть нет желания руководства районов расстаться с управлением имуществом, но в таком случае и перспектив в этой сфере у многих из них нет.
Где сидят инвестиции
Концессии — это, можно сказать, договор о намерениях. Внутри концессий сидят инвестиционные программы. Это основной механизм модернизации оборудования и строительства объектов ЖКХ.
В 2015 году были утверждены три инвестиционные программы в сфере водоснабжения и водоотведения и столько же — в сфере теплоснабжения. В частности, запланировано создание магистральных сетей водоснабжения и водоотведения Новинского сельсовета Богородского района, строительство и техническое перевооружение системы теплоснабжения Выксунского городского округа.
Общий объем освоенных финансовых средств в 2015 году составил 2 млрд 35 миллионов рублей. На 2016 год было запланировано привлечь инвестиции в размере 4 млрд 116 млн рублей (данные о фактическом исполнении будут утверждены позже).
К слову, после указания прокуратуры с 2017 года, согласно разработанному в министерстве положению, будет осуществляться контроль за реализацией всех инвестиционных программ, контроль за тарифами, вложением денег…
Поставят перед альтернативой
Судя по всему, руководителям ряда муниципалитетов предстоит пересмотреть свое отношение к обсуждавшемуся на заседании правительства вопросу.
— Считаю, что направление по улучшению ситуации в этой сфере нами взято правильное, — сказал в завершение обсуждения губернатор Валерий Шанцев. — Сама жизнь заставляет нас сегодня следовать этому. Инвестиционная составляющая в тарифах не может бесконечно раздуваться, иначе мы должны будем повысить тарифы на энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги и заставить население и предприятия платить эти тарифы. И то, и другое плохо. Мы должны активнее привлекать в эту сферу частные инвестиции. Надо выстроить чистую, прозрачную схему, чтобы те деньги, что платит население, не воровали, не уводили в оффшоры.
Валерий Шанцев заострил внимание и на прохладном отношении руководства ряда муниципалитетов к заключению концессионных соглашений, активизации работы с инвесторами в сфере ЖКХ.
— В результате такой деятельности некоторых глав и низкого контроля со стороны министерства как грибы растут долги, — заявил губернатор. — Как только близится завершение года, ко мне приходят один, другой, третий главы… Все с одним и тем же: «У нас не хватает денег, мы должны за газ, за транспорт, за другие источники». Раз должны, значит, неэффективно работают. Нам надо собрать их всех и сказать: «Мы ставим вас перед альтернативой: или вы применяете эту схему, или не рассчитывайте на погашение ваших долгов».
Я готов поучаствовать в этом разговоре, — добавил глава региона. — Совершенно очевидно, что систему эту необходимо лечить. И лечить ее надо организационными мерами.
Николай РЯЗАНОВ.