Разгадать загадки Вселенной
Тема необычная и интересная. Но сразу становится понятно, что речь пойдет о науке. Ребятам показали фильм, повествующий о роли открытий и исследований, о темах, интересующих современных ученых. Затем речь шла о том, из чего состоит окружающий нас мир, когда и как родилась Вселенная и как развивалась от Большого взрыва до наших дней. Школьникам в доступной форме рассказали, какие фазовые переходы вещества существуют в природе, что такое кварк-глюонная плазма, какое отношение она имеет к нейтронным звездам и рождению Вселенной. А также, где и каким образом ученые собираются получать загадочное состояние вещества. В ходе урока ребята узнали, зачем нужны ускорители и коллайдеры, как они устроены и на каких физических законах основана их работа. Познакомились со сложнейшим техническим сооружением — ускорительным комплексом NICA. Узнали, из каких узлов он состоит и как работает. Отследили путь ядер от источника тяжелых ионов до детектора. Выяснили, как при помощи ускорителей, коллайдера и детекторов ученые изучают строение материи. В завершение речь шла о прикладных исследованиях на ускорительном комплексе, о применении тяжелых ионов в материаловедении, медицине, радиобиологии. Ребята теперь знают, как эксперименты на ускорителе смогут подготовить космонавтов к длительным экспедициям. Академик Российской академии наук Григорий Владимирович Трубников обратился к юным зрителям с экрана. Он рассказал, какие специалисты нужны для работы в проекте и как нынешние студенты и школьники сами смогут стать первооткрывателями загадок Вселенной. Прошли тему — нужно закрепить пройденное. Школьники ответили на вопросы, заданные по итогам урока. Ни одной ошибки. Многие из ребят всерьез задумались, а не связать ли свою жизнь с наукой.
Валентина ТАРАСОВА.