Posted in Экономика
06.03.2017

Тугой узел

Этот вопрос рассматривался на заседании Законодательного Собрания в рамках «правительственного часа».

 Как отметил в своем выступлении министр транспорта и автомобильных дорог области Александр Герасименко, проект строительства Нижегородского низконапорного гидроузла включен в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2020 годах». В настоящее время начаты проектные работы, выполняются инженерные изыскания. Анализ показал, что наиболее проблемный участок с недостаточной для судоходства глубиной (она должна быть не менее четырех метров) расположен выше поселка Большое Козино.

С определением окончательного варианта строительства дело обстояло непросто. Еще в середине 2000-х годов на федеральном уровне было поддержано предложение правительства области о строительстве низконапорного гидроузла, совмещенного с мостовым переходом через Волгу. Сопряжение мостового перехода с окружной автодорогой позволяло исключить проезд через Нижний Новгород транзитного потока автотранспорта на трассе Москва — Киров.

Однако в дальнейшем Рос­морречфлот и Минтранспорт РФ посчитали нецелесообразным рассматривать устройство автодорожного моста в комплексе строительства гидроузла. Правитель­ству Нижегородской области было рекомендовано рассмотреть возможность строительства Северного обхода Нижнего Новгорода с мостовым переходом через Волгу поэтапно, за счет средств областного дорожного фонда и трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов России на реализацию мероприятий региональных программ в сфере народного хозяйства.

Все это привело к невозможности реализации прорабатывавшегося ранее варианта. Но это отнюдь не поставило в тупик руководство нашей области.

— Конечно, идея совмещения самой плотины с мостовым переходом в период обсуждения так называемой концепции казалась «вкусной», и все мы занимались этой проблемой, — отметил принимавший участие в заседании Законодательного Собрания Валерий Шанцев. — Но когда приступили к детальной проработке этой идеи, выяснилось: для того чтобы построить мост через шлюзы (если по плотине можно проехать, то через шлюзы по воздуху не переберешься), придется возводить эстакаду. То есть над низконапорным гидроузлом нужно строить мостовое сооружение, а к нему подходы. Представьте себе: плотина, а над ней еще эстакада. Это бессмысленно. Поэтому мы твердо сейчас определились: Северный обход будем строить, не совмещая его с низконапорным гидроузлом…

Окончательного варианта размещения гидроузла еще нет. Ведутся проектные работы, инженерные изыскания.

У председателя комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию Владислава Атмахова возник вопрос о степени экологической защищенности водных ресурсов, в том числе рыбных запасов, а также прилегающих территорий от последствий подъема уровня воды после пуска в строй гидроузла.

По мнению минэкологии области, масштаб негативных последствий подтопления будет значительно меньшим, чем при повышении уровня Чебоксарского водохранилища. Минэкологии обратилось к заказчику проекта низконапорного гидроузла — федеральному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» — с предложением проработать в проекте вопросы защиты населенных пунктов, объектов инфраструктуры, промзон, особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия, сельхозугодий, лесов от негативного воздействия вод создаваемого водохранилища, с разработкой проектов инженерной защиты и дренажных систем.

С целью оценки воздействия на окружающую среду, экономического и экологического ущерба, возможного при реализации данного проекта, распоряжением правительства области создана рабочая группа, в которую вошли представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, высококвалифицированные специалисты.

Николай РЯЗАНОВ.