На реке чудес под колокольным звоном
Краснобаковская земля раскинулась по обе стороны от реки Ветлуги — «реки лесов и глухих дебрей… реки чудес и легенд с ее дивными озерами, в которых слышится колокольный звон и скрыты незримые города, на берегах которой ютились разбойники и куда скрывались недовольные и беглые…». Это слова этнографа Алексея Сидорова о Ветлуге XIV – XVII веков. В ту пору леса и глухие дебри обживали русские.
По улицам
слоны ходили
Историки уверены, что первые люди появились в тех краях во втором тысячелетии до нашей эры. С правобережья Волги перебрались первобытные охотники-балахнинцы и скотоводы-фатьяновцы. С собой несли орудия неолита — сверленые и шлифованные боевые каменные топоры.
Места первобытных поселений давно погребены под толщей земли, которая со своими тайнами расстается неохотно. Но люди по крупицам раскрывают их. Проводят археологические раскопки, и каждый раз удается обнаружить что-то интересное: кремниевый наконечник копья, железный боевой топор древних марийцев, каменное грузило, клад старинных монет. Реки куда благосклоннее. Нет-нет да и прибьет на берег волной окаменевшие кости древнего слона, их нашли на Усте, зуб мамонта, обнаружен на реке Братанихе, морских ежей с реки Варбаш.
Удивительно, правда? Краснобаковский район — север области, а выходит, была там когда-то, до ледникового периода, другая жизнь.
Русские поначалу в дремучие ветлужские леса с опаской заглядывали — неспокойно было. А как Иван Грозный завоевал Казань, набеги татар на те земли прекратились. Тогда и пришло время обживаться на новой территории.
Постепенно люди лес теснили. Строили дома, образуя деревни и починки, разрабатывали землю… Василий Шуйский, царь Смутного времени, хоть и обещал с переселенцев 10 лет оброка не брать, слова не сдержал. Отправил дозорных в Лапшангскую волость — практически вся ее территория принадлежала Варнавинскому монастырю, в том числе и нынешний Краснобаковский район. В 1606 году намерили всего 42 десятины земли, подходящей для обложения. Не густо. Спустя десять лет в путь отправились новые дозорные. Им надлежало не только площадь угодий посчитать, но и переписать все деревни и починки, а также проживающих крестьян. В 1617 году в волости было 68 деревень, 40 починков и 16 займищ. Насчитывалось 266 крестьянских и 13 бобыльских дворов с населением в 319 человек мужского пола. Всей пахотной земли числилось 306 десятин.
Тогда же в дозорной книге появилась запись: «Деревня Баки. А в ней крестьян: Сенька Яковлев, Абрамко Яковлев, Мартынко Иванов, во дворе Иванко Ивлев, во дворе Савка Исаков, во дворе Терешка Титов». Именно с 1617 года и принято вести отсчет прожитых Красными Баками лет. Внимательный читатель, вероятно, уже догадался, что рассказ этот начали неспроста — поселок отмечает 400-летие.
Кстати, прилагательное «красные» в названии появилось после революции. А вот откуда взялись в имени Баки? Версий множество. Вообще, считается, что нынешний поселок раньше называли Боки, это уже дозорные, люди московские, переиначили.
По мнению краеведа Балдина, Баки берут начало от марийского слова «бахля», превратившегося в «бакли» — «высокое место».
Другой точки зрения придерживался краевед Тумаков. Он считал, что название «Баки» происходит оттого, что как бы «лежат на боку» — являются спорной боковой, приграничной территорией.
Чем не легенда?
Обо всем этом можно услышать в краснобаковской библиотеке. Тут краеведению уделяют особое внимание, есть даже специальный отдел.
— Осенью 2015 года участвовали в международном православном конкурсе, — рассказывает Наталья Носова, директор библиотеки. — Вошли в число победителей. Наш проект по созданию духовно-краеведческого центра получил грант. На те деньги укомплектовали зал православной литературы, приобрели аппаратуру для телестудии «Объектив».
Можно сказать, с той поры в библиотеке и начали готовиться к предстоящему юбилею. План составили обширный: от библионочи, мероприятия в Красных Баках очень популярного, до лекций для школьников. Впрочем, послушать их будет и взрослым небезынтересно. Речь пойдет об археологических находках, легендах и преданиях…
Раньше сказы складывали о татарах-завоевателях, смелых крестьянах, не боявшихся перечить помещикам, о шайках разбойников… Тем преданиям не одна сотня лет. Может, пришло время писать новые легенды?
Как вам такая: в Старорусском районе Новгородской области поисковый отряд обнаружил солдатский медальон. В нем записка. Обычно пожелтевшая полоска бумаги содержит сведения о солдате: имя, фамилия, где родился, где проживает семья… А тут все по-другому. На клочке бумаги время отпечатало фотографию бойца. Яков Федорович Кофтун сообщал, что жена его живет в Красных Баках, на улице Коммунальной, дом 12. Библиотека расположена на этой же улице, только в здании под номером 13. Так здесь и оказалась военная реликвия.
— Пытались найти родственников, да куда там, — говорит Наталья Носова. — Облик улицы совершенно поменялся, и дома, в котором жила семья Якова Кофтуна, уже нет. Зато подружились с поисковиками.
Теперь Александр Новохацкий, заведующий отделом краеведения, каждый год отправляется в Новгородскую область. Начало «Вахтам Памяти» положил 2009-й. Из поисковых экспедиций привез солдатские каски, котелки, фляжки… Нашлась именная ложка Михаила Сапожникова и всего два медальона, записки из которых удалось прочитать.
— В одной воронке погребено десятка два бойцов, — рассказывает Александр Владимирович. — Если получится опознать солдата, стараемся разыскать его родственников.
Находки до поры до времени на всеобщее обозрение не выставляли. А в декабре прошлого года открыли в библиотеке зал боевой славы. За стеклом выставочных витрин солдатские реликвии. И особенно хорош этот мини‑музей тем, что все в нем собранное можно потрогать.
Хроника
эпохи безверия
С 1937 года колокольный звон на Ветлуге, пробегающей по Краснобаковскому району, не раздавался. До той поры было семь церквей, а тут ни одной не осталось.
Как народ веры лишали? Хронологию событий Александр Новохацкий отследил по документам. Изучал их в архивах. Удалось найти протоколы допросов священнослужителей, их анкеты, записи с собраний, которые устраивали в селах, и люди принимали решение, закрыть храм или нет. Понятно, что такие сходы реальной силы не имели. Итогом, как правило, была ликвидация церкви. И только кое-где брали на себя смелость возражать: мол, пусть будет храм, только в колокола звонить не станут, а что из-за праздника в поле не выходим, так отработаем…
— В 1937 году Пасха пришлась на 2 мая, начало посевной, — рассказывает Александр Новохацкий. — И покатилась волна закрытия церквей. В основном протоколы собраний датированы весной того года. А потом и собрания проводить перестали, просто переписывали один документ с другого, а подписи разные ставили. И еще заметил, многие протоколы одним почерком написаны.
Тогда же и репрессии в отношении священнослужителей начались. Многих расстреляли. Потом и расстреливать перестали — топили в Волге.
— В 1941‑м в здании ильинской церкви сушили картошку, — подводит итоги времени атеизма Александр Владимирович. — Медведихинскую передали военным под штаб. Некоторые храмы разобрали на кирпич, как, например, в Сквозняках. Стройматериал перевезли в Красные Баки на здание МТС.
Все это легло в основу фильма «У нас будет храм». Снимают его участники студии «Объектив». Екатерина Виноградова и Юрий Нелюбин — преподаватели, Саша Веселов и Юля Будучина, студенты Краснобаковского лесного колледжа, перенимают мастерство. Название такое фильм получил не случайно: в Красных Баках заложили новый храм в честь Николая Чудотворца.
— Работаю шеф-редактором на местном телевидении, — говорит Екатерина Виноградова. — Юрий Анатольевич раньше был у нас оператором, потом перешел в центр дополнительного образования детей. В «Объективе» занимаемся раз в неделю. Учим ребят держаться в кадре, работать с материалом, с героями, выстраивать сюжет.
Саша с Юлей в телестудию попали из волонтеров. Готовили помещения для православной школы, участвовали в акции «Возродим храм вместе», в различных мероприятиях, проводимых в библиотеке. Тогда им и предложили попробовать себя в роли тележурналистов.
— Почему согласились? Во-первых, это познавательно. Побывали в храмах района, узнали историю, познакомились с уникальными документами, — отвечает Юля. — Брали интервью у внучки священника медведихинского храма. Говорили, что дедушку расстреляли, а недавно выяснилось, что он умер от сердечного приступа. Во-вторых, это очень интересно. Летом даже хотим попроситься на наше телевидение, поработать.
Когда встречались с ребятами, они заканчивали фильм. Осталось смонтировать, наложить закадровый текст, доснять общие планы.
— На премьеру соберутся родные, друзья, студенты техникума, — говорит Саша Веселов. — Волнуемся…
Фильм соединил прошлое и настоящее Красных Баков. Когда-нибудь и он войдет в историю, слагаемую «на реке лесов и глухих дебрей, реке чудес и легенд». Теперь там снова слышится колокольный звон.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Краснобаковский район.
Любопытный
факт
Житель Краснобаковского района Вячеслав Сергеевич свободное время любит проводить на рыбалке. Как-то летом 2014 года завел он свой старенький «Минск» и поехал на глухие пойменные озера. Вернулся с необычным уловом — предметом, формой напоминающим копье. Вдоль одного из лезвий расположены друг за другом четыре странных острых зубца. Предмет напоминает деревянные или металлические остроги, которые в старину изготавливали наши деды и прадеды, били ими крупную рыбу. Так костяное орудие, несколько тысячелетий пролежавшее под водой, оказалось за стеклянной витриной в экспозиции исторического музея Красных Баков.
Подобных находок в Нижегородской области раз, два и обчелся. Один костяной гарпун найден во время раскопок в Володарском районе.
Оказалось, что краснобаковский гарпун на несколько тысяч лет старше. Имеет клювовидные зубцы, его длина 19,5 сантиметра. Это орудие охоты искусно изготовлено первобытным мастером и хорошо отшлифовано.
Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ,
краевед.
Внимание, конкурс!
Поводом к рассказу о Красных Баках послужил грядущий юбилей. Но стоит ли ждать круглой даты, чтобы рассказать о своем районе, поселке, улице, доме… Ведь можно обойтись безо всякого повода, нужны только время и желание. Если эти две вещи найдутся, станете участником нашего нового конкурса «Дом, где я живу».
Условия простые: принимаем рассказы, подкрепленные фотографиями, о том месте, где живете, о его прошлом, настоящем, а может, и будущем. Дерзайте!
Адрес прежний: Нижний Новгород, ул. Кузнечихинская, д. 100. Принимаем работы и по электронной почте: zeml.nn@ya.ru.