Posted in Семья
09.02.2017

Татьянин бунт

Абаимово находится почти на границе Сергачского района. Проблем в селе, как и везде, хватает. Но вот за счет чего, главным образом, удается решать многие из них, заслуживает внимания. И не только читателя газеты.

Пришла, увидела, возмутилась

Если бы мы приехали в это село лет шесть назад, пришлось бы писать и об отсутствии газа, и о не тронутых рукой строителя безобразных дорогах. Но несколько лет назад голубое топливо пришло, наконец, в Абаимово. А дороги начали приобретать другой вид.

— Довольно-таки быстро нам газ провели, — делится с нами заведующая местной библиотекой Светлана Маслова. — Весной начали, а уже в августе газ пришел в первые дома. Пятый год живем как белые люди. Конечно, недешево нам все это, вместе с оборудованием, обошлось. Но ведь раньше траты на подготовку к зиме были ощутимы. Мы, например, покупали машину дров и шесть тонн угля.

— Мне в шесть тысяч рублей зима обходилась, — включается в разговор санитарка фельдшерско-акушерского пункта Татьяна Фролова. — С приходом газа затраты на его подводку окупятся, конечно.

— Дорогу от Лопатина, центра сельсовета, до нашего села сделали замечательную, — продолжает перечень добрых дел заведующая детским садом Нина Захарова. — Можно сказать, даже не мечтали о такой дороге.

Так и хочется петь дифирамбы местной власти. Но собеседницы поумерили мое желание.

— Самая большая заслуга в том, что произошли такие изменения, принадлежит Татьяне Николаевне Маловой, — единодушно заявили жители села, которые участвовали в нашем разговоре. — Она хлопотала очень много, до высоких областных инстанций дошла. Сегодня вы с ней поговорить не сможете, она приболела, в Нижний уехала…

Дали мне номер телефона Татьяны Николаевны, чтобы смог все же поговорить с ней. Уже в первые минуты нашего разговора возникла… немая сцена, почти по Гоголю. Выяснилось, что абаимовская Татьяна Николаевна Малова проживает в Нижнем Новгороде в одном со мной доме. Более того, мы с ней прекрасно знакомы. И мне не надо объяснять, какой настойчивый характер у этой женщины. Потому что вместе с ней и другими жителями дома мы больше года «пробивали» ремонт тротуара, замену окон в подъезде, строительство отмостков и т. д. При каждой нечаянной встрече она непременно поделится, чего еще добивается для дома и близлежащей территории на сей раз.

Вот такая женщина, выйдя на пенсию, приехала в 2006 году в родное село Абаимово, где жила до пятнадцатилетнего возраста и где сохранился еще дедовский дом.

— Увидела тогда неприглядную картину, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Газа нет, дорог нет, трава вокруг домов не скошена… Я пригласила приехать в Абаимово прежнюю главу Лопатинской сельской администрации. «Да, — согласилась она, — в других деревнях и селах что-то делается, а у вас — ничего».

Глава и предположить не могла, что последует после ее визита.

Неугомонная Татьяна Николаевна в течение следующих двух лет при поддержке жителей села сделала то, что под силу немногим.

Решив биться за родное село до конца, Татьяна Малова обратилась с письмом, под которым поставили подписи жители села, в областное министерство топливно-энергетического комплекса. Напомнила, что проектно-сметная документация по газификации Абаимова была подготовлена еще в 1989 году, но газ тогда пришел в соседний населенный пункт, а в их село — нет. После чего постоянно ходила, звонила, напоминала…

— Из министерства пришел ответ, что село Абаимово включено в программу газификации, — заново переживая радость от этого факта, говорит Татьяна Николаевна. — Старый проект уже не годился, новый подготовила Сергач­ская районная администрация. А я потом ходила с этим документом по разным инстанциям, так как подписать его необходимо было в течение двух месяцев.

Потом Татьяна Николаевна взялась за дорогу от Лопатина до Абаимова, находившуюся, по словам жителей, в ужасном состоянии. Дело не терпело отлагательства еще и потому, что в связи с закрытием в Абаимове школы-девятилетки ребят стали возить на автобусе в Лопатино.

— Вместе с жителями села я обратилась в областной дорожный фонд, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Снова пришлось походить по кабинетам, но главное, все хлопоты оказались не напрасными, дорогу теперь не узнать.

Да вот незадача, на остановке школьникам негде было укрыться от дождя или метели. Вновь пришлось хлопотать, в результате на остановке появился павильон.

В 1930-е годы в Абаимове была разрушена церковь. Татьяна Малова вместе с депутатом сельсовета Еленой Никоновой всерьез задумались над тем, чтобы возвести в селе часовню. Собрали людей, все — за. В Интернете нашли нужный вариант. Осталось самое трудное — обеспечить строительство деньгами. Жители села и дачники вносили на благое дело кто сколько мог — тысячу, пятьсот, сто рублей. Были взносы и посолиднее. Три года назад работы начались. Женщины, с которыми мне довелось разговаривать в Абаимове, назвали самых активных строителей: Евгения Кондурова, Вячеслава Маслова, Александра Калягина, Романа Шемарулина, Александра Ванюжина. Вместе с ними трудились и другие жители села, главным образом в выходные дни. Осталось завершить только внутреннюю отделку часовни.

Вокруг Татьяны Маловой и депутата сельсовета, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Елены Никоновой сплотился крепкий актив, который оказывает поддержку во всех добрых начинаниях — строительстве ли часовни, проведении ли субботников по благоустройству кладбища. Деньги на штакетник для новой ограды выделил Лопатинский сельсовет.

Счет идет на дни

Самой проблеме много лет. О ней с болью мне говорили жители Абаимова. Чтобы в день похорон добраться в ненастье до кладбища, без помощи трактора зачастую не обойтись.

— В августе прошлого года с письмом, подписанным сельчанами, я была на приеме у главы Сергачской районной администрации Олега Анатольевича Радаева по вопросу строительства дороги на кладбище, — поясняет Татьяна Малова. — Он обещал приехать в Абаимово и в сентябре вместе с главой администрации Лопатинского сельсовета Сергеем Викторовичем Кутенковым побывал в нашем селе.

А в январе нынешнего года в Абаимове состоялся сход жителей, в котором, кроме руководителей района и сельсовета, принял участие депутат Законодательного Собрания Николай Павлович Шкилев.

На сходе сельчане проголосовали за участие в областной программе поддержки местных инициатив с проектом реконструкции дороги к кладбищу.

Как сказал автору этих строк глава сельской администрации Сергей Кутенков, проектно-сметная документация уже готова. Цена реконструкции дороги — 1 миллион 320 тысяч рублей. Доля областного бюджета составляет 50 процентов, сельского Совета — 28, спонсоров — 10, населения Абаимова — 12 процентов.

Честно говоря, доля взноса населения высока, жители надеются на помощь спонсоров.

— На сходе я пообещал сельчанам оказать содействие в поиске спонсоров, — сообщил мне депутат регионального парламента Николай Шкилев. — Говорил по этому вопросу с главой районной администрации Олегом Анатольевичем Радаевым. Сошлись на том, что будем вместе искать спонсоров.

Между тем времени для подачи заявки в министерство внутренней региональной и муниципальной политики на участие данного проекта в конкурсе осталось немного — до 20 февраля.

С некоторых пор получше обстоят дела с дорогами внутри села Абаимова. Татьяне Николаевне Маловой и по этому вопросу пришлось походить по инстанциям. Но в итоге, по ее словам, она нашла поддержку у главы сельской администрации. За счет средств так называемого дорожного фонда сельсовета понемногу покрываются щебнем улицы Абаимова.

— Как только снег растает, продолжим работу, — заверяет Сергей Кутенков. — Всего осталось восемьсот метров. В ближайшие два года завершим укладку щебня, и будет поставлена цель по асфальтированию этих дорог. Если, конечно, у сельсовета не отберут акцизы на дороги…

Есть и другие добрые дела. Например, в Абаимове вновь открылся детский сад, не работавший много лет. Но есть примеры иного рода.

Надо чаще встречаться

Эти слова жители Абаимова адресуют представителям власти всех уровней.

— На сходе я так и заявила и главам, и депутату: «Встречайтесь почаще с населением, и многие проблемы будут решены, вы будете знать, как мы живем, о чем заботы наши», — сказала мне заведующая сельским клубом Светлана Шаганова.

Нерешенных проблем еще хватает. В том числе — с освещением улиц (их в селе всего-то три). Та же Светлана Валентиновна Шаганова отметила, что на улице Октябрьской от дома номер 15, где находится ФАП, до дома номер 43 нет ни одного фонаря, а раньше было два. Здесь живут пенсионеры, в том числе инвалид по зрению Лидия Николаевна Галкина. В то же время, по свидетельству сельчан, в других местах лампочки горят и днем, такая вот экономия…

Люди обращались по этому вопросу к главе сельской администрации, но, видимо, услышали от него то же, что и я: на лампочки нет денег. Как нет денег на очистку заиленного пруда, в летнюю жару людям негде искупаться.

Отдельный разговор — о яме посреди села, которую работники обслуживающей организации — ООО «Пожарки» — после ремонта серьезной аварии на водопроводе не изволили закопать. «Земля нижегородская» еще в ноябре прошлого года била тревогу по этому поводу: далеко ли до беды, ведь в яму могут упасть дети. Сейчас ее занесло снегом, кто-то набросал сверху автомобильные покрышки.

Разговор на эту тему с главой Лопатинской сельской администрации Сергеем Кутенковым поверг меня, мягко говоря, в недоумение.

— Руководителя ООО «Пожарки» Валерия Алексеевича Епифанова вызывали в районную администрацию, — сообщил мне Сергей Кутенков. — Тот обещал закопать яму. Я не могу на него повлиять, нет у меня как главы сельской администрации таких полномочий.

Как это нет, уважаемый Сергей Викторович? Ведь вы отвечаете за создание безопасных условий жизни людей, проживающих на подведомственной вам территории. Вы, видимо, запамятовали, что у вас есть возможность обратиться по данному вопросу в районную прокуратуру. Так сделайте же это немедля!

Николай РЯЗАНОВ.

Сергачский район.