Posted in Семья
19.01.2017

Десятку рук две фору дадут

Нередко люди жалуются: всё в селе закрыли, колхоза нет, работать негде. В Николай Даре Лукояновского района тоже хозяйство рухнуло, но у Александра Сударикова работы в селе целое море. Как же это у него получается? Ведь он не фермер, не владелец большого личного хозяйства. Просто ему удалось выполнить мудрый наказ отца, который наставлял сына: «В жизни сделай так, чтобы не ты искал работу, а работа разыскивала тебя».Человек он необычайно широких и разносторонних умений, увлечений и интересов. Сашок — с искренним почтением и глубоким уважением называют его в селе. С удовольствием пообщался с ним в родной Скопинке.

Поманила пчела

Шестеро детей было в семье Судариковых. А лентяев в многодетной семье, как правило, не бывает. Начало его школьных лет выпало на середину 70‑х годов прошлого века. Село Николай Дар с шестью километрами двух улиц посчитали неперспективным и закрыли школу-восьмилетку, где обучалось 89 ребятишек. В трех школах пришлось Александру учиться: в начальных классах — в Николай-Дарской, в средних — в старой Маломамлеевской, а десятый, выпускной класс заканчивал в том же селе уже в типовом кирпичном здании новой школы.

Трудился в местном совхозе в бригаде на разных работах в животноводстве и полеводстве — от сторожа до севца на посевной. Затем окончил Лукояновское ПТУ № 84 на водителя по направлению военкомата. Служил пограничником два года и три месяца, ездил на мощной, надежной и проходимой машине ЗИЛ-131 с большим набором различной аппаратуры.

После армии год трудился на Горьковском автозаводе, собирал на конвейере «Волгу». А потом переманил Александра в родное село совхозный потомственный пасечник Виктор Аганин, уговорил поработать его помощником. Тут и освоил он нелегкое, хитрое и многогранное пасечное дело, перечитав для этого множество специальной литературы. И вполне закономерно на отлично закончил учебу на пчеловода в Васильсурском ПТУ. А практика была у Аганина.

С тех пор очень увлекся пчелами, и ныне в Николай Даре он известный пчеловод с натуральным медом и постоянными покупателями. И пасечник особый: вот уже 30 лет пчелы зимуют у него исключительно с медом, а не с различными сиропами.

Специалисту с красным дипломом захотелось самостоятельности. Вакансия пасечника нашлась в селе Ягодном Перевозского района. Пасеку начинал с нуля, за полтора года довел до 25 семей, а вскоре и удвоил. Затем перебрался поближе к малой родине, два года трудился в подсобном хозяйстве СПТУ Починковского района, пасеку тоже с нуля основал. Но ездить в Починки не близко, перебрался в родной Николай Дар, завел теперь уже личную пасеку. Работал в совхозной бригаде.

Перелом в сознании

Настала перестройка. Если и есть работа, то получку не жди. Если и заплатят, то продуктами или даже гвоздями. Вот тут-то и произошел перелом в трудовом сознании Александра. Он твердо решил надеяться только на свои руки и голову, силы и умения. Занялся индивидуальной трудовой деятельностью: плел корзины, колол дрова бабушкам. С детства будучи охотником (ходил за добычей с отцом), научился выделывать шкуры зверей, шил и продавал модные тогда ондатровые и теплые собачьи шапки, кубанки, ушанки.

Лихие перестроечные годы разорили село: деревня старела, дряхлела, разрушались дворы, печи, дома. Острой необходимостью для селян стали многочисленные строительные работы. А люди-то старые, немощные. Как пригодился им Сашок! И начал он перекрывать крыши, ремонтировать дворы, подводить каменный и дубовый фундаменты, восстанавливать старенькие дома. Честно говоря, престарелым бабушкам на их век домов хватило бы. Но они понадобились и детям с внуками, которые неизменно приезжали из города на родимую сторонку. Какова была их радость, когда обветшавший родительский дом после работы Сашка вдруг превращался в новый на крепком кирпичном фундаменте, сияющий свежей крышей.

За последние тридцать лет Александр срубил 17 бань, сложил 20 печей‑голландок, 5 русских печей. Это не считая великого множества других дел: обшивки домов, строительства террас, замены электрооборудования, сварочных, ремонтных и других работ. Заказов у него много. И не только в родной Скопинке, в своем районе, но и в соседних.

Александр признается: «Было бы десять рук — и то не успел бы все переделать!» При этом всем бабушкам надо угодить, сделать надежно, на совесть. И дела все трудоемкие, на них немало времени и сил уходит. А много денег со старушки не запросишь. В результате все расчеты за труд по скромным, приемлемым ценам.

Что самое удивительное, все дела Сашок выполняет непременно один! А для этого просто необходимо все продумать, подготовить разные приспособления для помощи в труде. Справиться одному с работой помогает огромное количество инструментов и станков: пилы и циркулярки, топоры и лобзики, рубанки и фуганки, фреза и сварочный аппарат, деревообрабатывающий и другие станки. Подвести дом, например, помогают мощные домкраты, поднимающие от 5 до 50 тонн. Они легко держат в воздухе не только деревянный, но и кирпичный дом.

Только этого мало!

Но особенно поразило меня то, что при такой напряженной трудовой жизни Сашок — увлеченный, творческий человек. Я и не подозревал об этом, хотя он мне земляк, которого, как мне казалось, хорошо знаю. Работает он не круглосуточно, есть и свободное время. Сам научился играть на гармошке, потом самостоятельно освоил азы нотной грамоты, стал играть на аккордеоне. Сейчас, правда, отложил музыкальные инструменты в сторонку: нескончаемый труд все время и силы поглощает, пальцы уже не те, огрубели от работы. А вот увлечение живописью живет с самого детства до сегодняшнего времени.

В школе по рисованию у него ниже пятерки оценок не было. Пока одноклассники выполняли рисунок, он успевал нарисовать четыре-пять. Потом сам освоил технику живописи маслом. Пишет больше пейзажи, натюрморты, копии известных картин и, как охотник, животных и птиц. На работу с каждой картиной уходит от двух недель до месяца. В галерее народного художника 30 добротных полотен.

Часть картин красуется на стенах в доме. Любимых у него нет: «Каждая со своими достоинствами и недостатками». Знает много современных художников, бывал в Эрмитаже.

Жена Надежда Александровна рассказывает:

— Он может сделать все. За что бы ни взялся, обязательно выполнит. Взял старый и ржавый сундук и сделал из него настоящее произведение искусства. А еще Саша — хороший добытчик. Все в дом: грибы, ягоды и даже мед диких пчел.

Помогли книги

А меня волнует вопрос: кто же научил Александра справляться с нескончаемым многообразием дел? Как известно, по природе своей деревенский мужик деловой, понятливый и смышленый. Но для такого разнообразия мастерства естественных, природных качеств будет явно маловато.

Учили и люди. Но больше всего он почерпнул из многочисленных специальных книг. По ним учился всякому мастерству. Будучи в больших городах, обязательно покупал в книжных магазинах нужную литературу. И в своем творчестве учился по ней: и нотной грамоте, и живописи. А еще читал книги по философии и психологии. Они помогали познать истины и суть бытия, содержание и глубину человеческой души.

Вот так, шаг за шагом, год за годом, выполняет Александр Николаевич давний отцовский наказ. Теперь не он ищет работу, а работа ищет его.

Александр КРЫЛОВ.

Лукояновский район.