Posted in Благовест
19.01.2017

Как вас теперь называть?

которая проходила в Нижнем Новгороде в1896 году. Шел ее юбилей — 120-летие. Мы не могли пропустить это событие и отложили все остальные дела. Но вот пришло время. Вернемся к тому, что нами сделано, но в свет пока не вышло.

Разошлись мнения

Когда мы с нашим фотографом задумались над вопросом Владимира Жиляева (на снимке вверху), поняли, что от спора не уйти. Один из нас, вспоминая детство, утверждал, что это рубель, другой, тоже вспоминая детство, называл этот предмет вальком. Рассудить нас мог только всезнающий Интернет. Но тут вышла другая закавыка: мы получили целую россыпь названий — ребрак, пральник, каталка, рубежница…

Спор наш затих и зашел в тупик. Стало понятно, что в разных местах этот домашний инструмент могли называть по-разному. Тогда мы поступили проще: пусть нас рассудят те, кто это знает.

В том, что наши читатели живо откликнутся на просьбу, мы не сомневались. География у нашего «Краеведа» широкая, письма должны были подсказать истинное название инструмента.

Стали ждать первых сообщений. Быстро откликнулась на нашу просьбу Татьяна СИНИЦЫНА из Арзамаса. Вот что она написала:

«Я была городской девчонкой, как тогда говорили, «выросшей на асфальте», но каждое лето проводила у бабушки в большом старинном селе. Уже полетел в космос Гагарин, а электрического света в этом селе еще не было.

Каждый раз, возвращаясь домой, мы с братишкой поражали родителей обилием узнанных слов: заслонка, подловка, сушилы, валек, полати…

У бабушки, Марии Михайловны, были лампа-молния, большой медный самовар и тяжелый утюг, который разогревали угольками. К нему было еще два утюга поменьше, которые нагревали уже на плите. Утюгами гладили только верхнюю одежду: блузки, пиджаки, рубашки, брюки. А постельное белье гладили с помощью деревянного валька.

Я бы даже сказала, не гладили, а, скорее, мяли или разминали. Для этого нужны были валек и круглая скалка. Бабушка закрепляла краешек полотенца или простыни на скалку и потом, катая, наматывала на нее все полотно. При этом она сильно прижимала ткань ребристой стороной валька, обминая ее.

— Бабушка, а почему эта деревяшка называется валек? Надо говорить — валик, — спрашивала я бабушку. — У нас Вальком мальчишку-соседа зовут.

Бабушка отвечала:

— Ну, пусть по-городскому валик, а у нас валек.

Так и стали в нашей семье называть этот деревянный бабушкин утюжок — вальком.

А потом, когда в село провели электричество, валек вместе со скалкой пылился на полатях. И опять же на всякий случай — вдруг электричества не будет».

Ага, есть одно предположение — валек. Появилась робкая надежда, что один из нас, споривших, был прав. Но письмо Светланы ШАГАНОВОЙ дало шанс и другому спорщику. Она написала, что ее бабушка называла этот домашний инструмент рубом. Скорее всего, это сокращенное название рубеля.

«Раньше женщины сами ткали холсты, и чтобы они были мягче, их катали рубами. А еще выносили на мартовский снег отбеливать. Почему именно в марте, не знаю, но предположить можно. В марте было уже тепло, снег становился льдистым, жестким, его крупинки и стирали с полотна все лишнее».

Итак, есть два названия: валек и рубель.

Мы приберегли еще один веский аргумент — от знатока народных названий Владимира Даля. В своем «Толковом словаре» он пишет, что «валек (или рубель) — плоская плашка с поперечными зарубками и рукоятью, которой катают скалку».

Выходит, мы оба правы! Хорошо, тогда чем же отбивали белье при стирке? Даль и тут нас рассудил: похожим инструментом, только без поперечных насечек. Этот валек-рубель уже называли пральным.

Появляется ясность

Кажется, всё, пришли к единому мнению, и спор наш можно завершать. Но радоваться оказалось преждевременно. А охладило нашу радость письмо А. И. КОВШОВОЙ из села Кузьминки Сергачского района.

«Мой отец был мастеровым человеком. Вся стена в мастерской была завешана инструментом. Он обжигал кирпичи, щепал дранку, плел корзины, сети, ладил плетюхи, резал ложки, вытачивал детские игрушки. У мамы инструментов было поменьше. И среди них валек-рубель. Но в наших местах его называли каталом. У меня до сих пор сохранились эти нехитрые инструменты.

Одно катало, более грубое, дубовое, служит для «топтания» шерстяных носков. Сейчас шерсть приходится теребить вручную, раньше для этого специальные машинки были. Тогда шерсть получалась мягкой, нитка — тонкой, и носки вывязывали аккуратные, легкие. Когда шерсть получается грубой, тут без катала не обойтись.

Второе катало — с ребрышками почаще, вот им я и глажу. Есть у меня и валек — он короче и шире. Им мы отбивали белье на реке, но сначала белье бучили. У каждой хозяйки был бук — это такая шайка с дырочками. В буке белье золили: в мешочек набирали золы, клали его на белье и проливали несколько раз кипятком. Так белье отбеливали. А потом шли на речку белье валечить — отбивать вальком. Полотно было плотным, руками его не выжмешь, вот и приходил на помощь валек.

Мне очень нравилось, когда перед Пасхой на Керженце собиралось много хозяек и начинали они наперебой стучать вальками. Такая музыка на реке была, а тут еще эхо ее множило. Магнитофонов тогда не было, вот бы записать.

Отец у меня играл на катале. Брал деревяшечку и скользил ею по ребрышкам: «Играй, играй, гармония…»

Храню я свои катала, иногда и пользуюсь ими. Напоминают они о моем детстве и о родителях-трудягах. Многому они нас научили, да время другое вышло, мы всё и позабыли».

Только было мы попривыкли еще к одному названию, как пришло письмо из деревни Каменник Шахунского округа. Автор его Нина КОВАЛЕВСКАЯ сообщает, что в их местности этот домашний инструмент называли «лощило». Она предполагает, что название это произошло от слова «лоск».

«Навести лоск в одежде или обуви наши предки тоже были не прочь. Лощилом женщины пользовались до 50-х годов прошлого века, пока не появились утюги: вначале тяжелые чугунные, которые разогревали на углях, а потом полегче — угли уже клали внутрь утюга.

А до утюгов стираную одежду не гладили, а катали.

Лощилом пользовались и при изготовлении валенок. Этим делом обычно занимались мужчины, которых звали каталами или каталями.

Опишу, как это происходило. Для изготовления валенок брали обязательно летнюю шерсть — «летнину». Зимняя — «зимнина» — для валенок почему-то не годилась. Взбитую, хорошо протеребленную шерсть клали на выкройки и притирали, чтобы она сплотилась. Это была часть валенка. Точно так же делали вторую часть заготовки, а затем их соединяли. Укатывали, мяли сначала руками, затем поливали горячей водой. Заготовка садилась — уменьшалась в размерах, и вот тогда в валенок вкладывали колодку под нужный размер. В дело вступало лощило: им валенок прокатывали, сбивали, мяли. Словом, сил не жалели. Какие валенки получались — не одну зиму в них ходили!

Вы, наверное, хорошо знаете пословицу «Не мытьем, так катаньем». Так говорят об упрямцах, которые достигают своей цели не одним путем, так другим. А эта пословица, оказывается, о женском труде, об упорстве: если мытьем одежду в наилучший вид не приведешь, то уж катаньем точно цели достигнешь.

Женщины постарше помнят, что у них в домашнем обиходе имелся еще один инструмент — стиральная доска. Это уже был инструмент городской. В хрупких городских квартирах на столах вряд ли будешь пользоваться лощилом — стол вмиг раскачаешь, тут хорошая основа нужна — крепкий деревен­ский стол. Вот стиральная доска и заменила лощило, стала город­ским его прообразом. Видите, как всё в жизни увязано.

А вам спасибо, что заставляете нас вспоминать о прошлой жизни. В ней был свой уклад и множество инструментов, облегчавших домашний труд. Почему бы не покопаться в памяти?»

Не все так просто

Многое мы прояснили, но не все. Главное так и осталось неизвестным: как же все-таки следует называть инструмент, о котором мы речь завели?

Так и называть, как скажут там, где вы об этом спросите. А скажут вам преимущественно в музеях, где эти инструменты для стирки и глаженья сохранились.

Но к этим инструментам прилагались еще кое-какие обрядовые советы, которые необходимо было выполнять. Скажем, что запрещалось хозяйке?

А вот что. Она должна была помнить, что, кроме праздников и праздничных недель, нельзя было золить белье восемь недель после Крещения и шесть недель до Пасхи. В это время разрешалось только прать, то есть стирать без моющих средств. Не рекомендовалось также заниматься бучением по понедельникам, средам, пятницам и субботам. Кто будет золить по понедельникам, тот должен, отзолив белье в первый день Великого поста, выпить три ложки золы, бегущей из-под постиранного белья. Процедура, прямо скажем, не совсем приятная, так что лучше было следовать сложившимся ритуалам.

Подготовил
Вячеслав ФЕДОРОВ.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ
и Николая МОШКОВА.