Родина не отпустила

С началом Великой Отечественной войны тревога и страх стали нашими постоянными спутниками. Помню бомбежки. Каждый вечер звучало сообщение по радио: «Граждане, воздушная тревога». И сирена — жуткая, пугающая. Женщины, подхватив малышей и узелки с пожитками, спешили в бомбоубежища. Ребятишки постарше забирались на крыши, дежурили. Тушили и сбрасывали фугаски.

С первого по третий класс училась в Горьком. В школе было организовано питание: булочка или кусок хлеба, чай. В войну мы узнали, что такое сухое молоко, верблюжий жир, яичный порошок. Старший брат к тому времени отбыл по комсомольской путевке восстанавливать Ленинград. Второй устроился работать на аэродром. Помню, как он подшучивал над собой: «Вечно грязный, вечно сонный моторист авиационный».

Остальные члены семьи перебрались в деревню, нужно было как-то выживать и добывать пропитание. Опять обосновались в Бутурлинском районе.

Вот тогда и узнала, что такое раздолье и простор. Вокруг красота — леса, луга, озера, высокое небо, ясное солнце. Правда, особо любоваться пейзажем было некогда — все лето работали. Ходили по грибы, ягоды, орехи, ловили рыбу.

В старших классах учились в Бутурлине. От нашего дома — 25 километров пути. В зимние каникулы организовывали концерты — клуба не было, собирались в школе. Взрослые помогали возводить сцену.

Закончила школу и отправилась учиться в Ленинград, в техникум легкой промышленности. Работать направили на фабрику в Таджикистан. Там меня избрали секретарем комсомольской организации. По выходным с ребятами помогали строить дома сотрудникам фабрики, собирали хлопок.

Поступила в педагогический институт и после восьми лет, отработанных на фабрике, перешла в школу. Четверть века обучала ребят. Преподавала не только науку, старалась, чтобы они выросли порядочными, чуткими, честными людьми.

А родина манила. Снились ночами дорогие места. И каждое лето старалась выбраться к родителям.

Когда с мужем вышли на пенсию, страна, в которой мы родились, распалась. СССР больше не было, и в Таджикистане нам, русским, стало опасно жить. Тогда и приняли решение вернуться в Бутурлинский район.

Поддержали родные и друзья — спасибо им. Разбили сад, завели огород. Какое это счастье, когда ходишь по родной земле, работаешь на ней, а над головой свое небо! Тепло на душе, радостно.

И все же бывают моменты, когда становится грустно. Раньше в селах и деревнях луга до травинки скашивали. Работали заготовительные пункты, куда сдавали огурцы, грибы, ягоды, яблоки. Сейчас все по-другому.

Понимаю, другая страна, другие правила и порядки. Но жизнь идет по спирали. Когда-то и я, покидая родные места, думала, что навсегда. Но время все расставило по своим местам. Может, и то хорошее, что было в советском прошлом, возродится?

Г. И. БУРМИСТРОВА.

Бутурлинский район,

с. Лукьяново.