Органика в лагуне, киловатт в уме
Ферму на 600 голов дойного стада в Европе считают крупной. В Америке называют более‑менее крупным комплекс на 1200 животных. По мнению директора агрофирмы «Мяском» Лысковского района Игоря Войтенко, в России приживется американский опыт. То есть погоду на молочном рынке будут делать фермы с поголовьем от 1000 коров.
Ну а раз так, надо строить животноводческие помещения. Агрофирма уже пустила комплекс на 1200 животных, наполовину заселила.
— В ближайшее время привезем из европейских стран остальную часть скота, — говорит Игорь Войтенко.
Почему из стран, а не из какой-то одной страны? Оказывается, найти такое количество коров непросто. Высокопродуктивные животные нужны самим западным фермерам. Вот и приходится собирать голштинов по всей Европе. В Лысково должны прибыть коровы с потенциалом продуктивности не менее 10 тысяч килограммов молока в год.
Использование комплекса на полную мощность позволит быстрее окупить его. Дальнейшее воспроизводство стада планируется вести своими силами. Тем более, силы есть.
— Знакомьтесь, техник-осеменатор Наталья Саратина, — представляет директор специалиста. — Ее день расписан по минутам. Она настоящий профессионал…
Это не просто слова. Наталья Валентиновна побеждала в областном профессиональном конкурсе, входила в десятку на российских состязаниях. Да и результаты работы говорят сами за себя. Выход телят в хозяйстве составляет 87 процентов, тогда как в среднем по области — 80.
Наверное, нет нужды рассказывать о том, как обустроен животноводческий комплекс. Доильный зал, система регулирования микроклимата — есть все, что полагается современным фермам. Но вот об одном участке следует упомянуть особо. Речь о дворе, где установлен робот — автоматизированная система доения.
У таких систем есть плюсы, есть минусы. К последним относится, в частности, дороговизна оборудования. Недешево обходится и его обслуживание. Зато экономятся трудозатраты, поскольку трех работников хватает для двора на 200 коров. Животные сами ходят на дойку, никто их не понукает. Робот относится к подопечным бережно. Значит, те избегают стрессов. Все это способствует продлению их продуктивной жизни.
Приучаются животные к роботу быстро. Как рассказывает Игорь Войтенко, первотелку надо несколько раз поставить на доение, а дальше сама.
Автоматика собирает полные данные о каждой корове. Зоотехническая служба имеет возможность следить за состоянием обитательниц в режиме реального времени. И, конечно, регулировать количество подходов к роботу. Одной достаточно трех раз в сутки, другой надо пять. На ногах у коров датчики, они программируются. Если какая-то перебирает с подходами, шлагбаум не откроется.
Робот доит пеструху и угощает комбикормом. Самые хитрые пытаются подходить не столько ради доения, сколько ради лакомства. Автомат и тут непреклонен. Он же знает, что посетительница ничего не предложит, потому что недавно отдала молоко. Значит, от ворот поворот.
По разной информации, срок окупаемости автоматизированного оборудования — до 10 лет. Каким он окажется в агрофирме «Мяском», еще предстоит оценить. По словам Игоря Войтенко, ведется сбор данных для тщательного анализа.
— Нам ведь роботы интересны еще и как передовая технология, — поясняет руководитель. — Не исключено, что в будущем придется ориентироваться именно на них, так что надо отработать систему от и до…
В «Мяскоме» мы увидели еще одну технологию, которая пока мало распространена в области. Это система сбора навоза в специальные хранилища — лагуны. Он поступает туда прямо с комплекса по подземным коммуникациям, а также привозится из других отделений агрофирмы.
Тоже, между прочим, дело перспективное. Сейчас навоз из накопителей отправляется в поля, а может использоваться и по-другому. К примеру, для выработки электричества. Органика выделяет горючий газ, который пригоден в качестве топлива для газогенераторных электростанций. Так из навоза получается пусть не конфетка, но киловатт. Тоже заманчиво, согласитесь.
Александр СИНИЦЫН.
Лысковский район.