Не сетуя на судьбу
В этом году участок при въезде в деревню Пияичное засыпали щебенкой — теперь даже в распутицу можно проехать на легковой машине, не рискуя увязнуть в колее, как прежде.
Деревня красивая, много зелени, большой пруд. Только и бурьяна на улице достаточно. Коренных жителей осталось всего 12 семей, остальные — дачники. Молодежь разъехалась — нет ни школы, ни работы, ни газа. Один колодец на всю деревню. Зато родниковая вода очень вкусная. Местные жители уверяют, что она обладает целебной силой.
Закрылся и продовольственный магазин, теперь жителей деревни два раза в неделю возят за продуктами на грузовом фургоне в соседнюю деревню Бараново. Забираются пожилые люди в машину по небольшой лесенке. 94-летняя Серафима Суркова погрузилась последней. Она чуть задержалась, поэтому быстро семенила к машине, откуда раздавались недовольные возгласы одной из односельчанок, которой не терпелось отправиться быстрее. А нет бы просто помочь старушке…
Серафима Ивановна родилась в этой деревне. Несмотря на возраст, память ее не подводит.
— Раньше здесь было много жителей, дома стояли там, где теперь лес, — вспоминает она. — Кузница была, в каждом дворе корова, многие держали овец. А сколько гусей плавало на озере!
Работала она на ферме в местном совхозе «Барановский» — и коров доила, и телят растила, и за свиньями ухаживала.
— Одних коров было 500 голов, — рассказывает. — Доили вручную, до сих пор руки болят от тяжелой работы.
Жизнь не баловала женщину. Выросла в многодетной семье, дети рано лишились родителей.
— Много пришлось пережить, — вытирает слезы Серафима Ивановна. — Когда сгорел дом, жили в бане — ни одежды, ни обуви, ходили милостыню просить. В 1940 году всей деревней строили дорогу до Сосновского — работали, не зная устали.
А потом началась война. Ее любимый ушел на фронт, взяв с нее обещание, что она его дождется и не бросит, даже если он станет инвалидом. Вернулся без рук. Серафима сдержала слово — сыграли свадьбу и стали растить троих детей. Муж тоже работал на ферме.
Сейчас пожилая женщина живет одна, хотя дочка постоянно зовет ее к себе. Сама колет дрова, скашивает бурьян у дома — не любит никого обременять просьбами. Держит кур, а вот с овцами два года назад пришлось расстаться — тяжеловато стало.
На судьбу не жалуется — Бог дал дожить до старости в разуме. И до сих пор не знает ни покоя, ни отдыха.
Еще одна моя новая знакомая, Анна Старостина, переехала в Пияичное после замужества. Сначала молодожены жили вместе с родителями мужа. Позднее перебрались в поселок Сосновское. Анна возглавила коллектив швейного ателье в Баранове, позднее перешла в детский сад в Сосновском. В молодой семье подрастали двое детей.
На родину мужа, в Пияичное, супруги вернулись 13 лет назад, когда Анна Федоровна лишилась работы — детсад закрыли. Их дети к этому времени жили уже самостоятельно.
Сразу завели большое хозяйство.
Сейчас у Старостиных поросята, куры да семь пчелосемей. Мясо — для себя, мед продают.
Пчеловодство — увлечение хозяйки. Мужу хватает других забот — начали строить второй этаж дома. К тому же Николай Николаевич работает в нижегородской электроремонтной организации. Планирует глава хозяйства в ближайшее время достроить и двор. Помогает зять.
— Хочется козу завести, — говорит Анна Федоровна. — Привыкли с большим подворьем, на лавочке сидеть некогда, в своем доме всегда есть дела. А мы работы не боимся.
Светлана ГУНДОРОВА.
Сосновский район.