Земляк по одной роли

Наши войска предприняли попытку прорыва блокады. Враг оказал ожесточенное сопротивление. Бои шли не только за населенные пункты, но и за господствующие высоты.На карте Псковской области деревня Кипино Демянского района числится в исчезающих. Раньше здесь была школа, и в маленькой комнате-музее можно было узнать, какие тут шли бои. Сейчас о войне в этих местах напоминает только памятник погибшим солдатам. По списочному составу, в братской могиле захоронено около 800 солдат, державших здесь оборону и ходивших в наступления.

Раньше захоронения были всюду, даже на тех высотах, за которые приходилось драться. В пятидесятые годы прошлого века останки солдат захоронили в братской могиле и на мемориальных плитах написали имя каждого из известных, но были безымянные, кого нашли в полях и лесах незахороненными.

В учетных книгах сельской администрации можно узнать о каждом солдате подробнее.

Вот:

«Лярский Алексей Петрович. Наводчик 365-го отдельного артпульбата, рядовой, 1923 года рождения, уроженец г. Москвы, погиб 8 февраля 1943 года, похоронен в д. Кипино».

Это сейчас так, а в списке потерь 365-го отдельного артиллерийско-пулеметного батальона значится, что похоронили его на «высоте, восточнее 500 метров от оврага, пересекающего дорогу Кипино — Муры».

На фронт Алексей Лярский отправился в 17 лет, приписав себе год. На призывном пункте подумали: направим на учебу, там и доберет необходимый возраст.

В бои под Кипино он попал из маршевой роты с пополнением.

Вроде бы мы рассказываем в своих поисках о земляках, а тут москвич… Значит, что-то связывало его с нашим городом? Да, два года упорной работы… на съемочной площадке.

Летом 1937 и 1938 года все школьники города Горького, без исключения, завидовали парнишке Лешке Лярскому, который прилюдно, на городских улочках, играл роль совсем юного Алексея Пешкова из повестей Алексея Максимовича Горького «Детство» и «В людях».

Газеты много писали о съемках:

«Сегодня интересная и важная съемка. По мостовой, обняв Алешу Лярского, ходит режиссер Марк Донской и еще раз объясняет юному артисту важность сегодняшней работы».

Николай Петрович Добротворский, работавший на Ленинградской студии телевидения и занимавшийся выяснением судьбы Алексея Лярского, так вспоминал годы съемок в Горьком:

«Небольшой городок Княгинино в ста с лишним километрах от города Горького. Здесь наша семья жила перед войной. Многие мальчишки заинтересовались тем, что в Горьком снимают кино про Горького и что играет маленького Алешу Пешкова обыкновенный школьник.

Съемка фильма представлялась нам куда более таинственной, чем теперь запуск космиче­ского корабля. Желающих увидеть съемки — тысячи. Наслушались мы тогда былей и небылиц! Мол, во время съемок, днем, включали ослепительные лампы и направляли свет на артистов. Не мигая, могли смотреть на свет только те, кому доктор закапал в глаза лекарство.

Про Лярского — Алешу Пешкова — рассказывали, что он обыкновенный мальчишка, здорово похожий на Горького, и что… около него все время ходят двое, вроде слуг, и как только он захочет есть, ему сразу же приносят целое блюдо пирожных.

Не удалось мне увидеть тогда, как снимается кино, не увидел Алешу Лярского, которому в душе завидовал, как и многие мои сверстники…»

Много лет прошло с той поры.

…В феврале 1973 года в еженедельнике «Говорит и показывает Москва» появилась небольшая заметка о фильмах по трилогии Горького «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» и интервью с кинорежиссером — Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР Марком Семеновичем Донским:

«Долго мечтал я приступить к работе над трилогией. В 1936 году очень робко обратился к Алексею Максимовичу, сказал, что мечтаю поставить фильм «Детство Горького». Он внимательно посмотрел на меня и неожиданно сказал: «А стоит ли при жизни памятники ставить!»

Фильм «Детство Горького» вышел на экраны, когда Алексея Максимовича уже не было в живых.

У Горького я нашел образы неисчерпаемой силы. Хотелось показать жизнь Алеши Пешкова правдиво.

Более двух тысяч ребят просмотрели мы на роль Алеши Пешкова. Хорошо помню те дни. Внимание привлек один — Алеша Лярский, воспитанник детского дома, поразивший нас глубиной, вдумчивостью, лиричностью.

Первые пробы показали, что нам повезло, что мы нашли необычайно интересного исполнителя. Наверное, он бы смог стать большим актером…»

 

Это интервью и подтолкнуло Николая Петровича Добротворского к поиску.

Он разослал во многие газеты обращения к ветеранам, к тому времени было уже известно, в какой воинской части воевал Алексей Лярский.

«Мы обращаемся к ветеранам — солдатам и офицерам бывшего 365-го отдельного артиллерийско-пулеметного батальона, который защищал Ленинград и Новгород: может быть, кто-нибудь из вас помнит А. Лярского, знает подробности его военной биографии, сохранил его письма, фотографии, документы, газетные вырезки или «Боевые листки», которые выпускались на передовой.

Просим ветеранов откликнуться и сообщить все, что им известно об Алексее Лярском».

Лишь одно письмо пришло в ответ. Оно было из Калининграда Московской области от инженера Дмитрия Николаевича Евсеева:

«Меня призвали в армию осенью 1941 года в Болшеве, под Москвой, и почти сразу же назначили командиром пулеметного отделения. Маршрут для нашего 365-го артиллерийского пулеметного батальона — Северо-Западный фронт. Тогда, во время боевого марша, я и познакомился с рядовым Лярским. 365-й батальон направлялся на фронт…

Парень он был как все… Ни за что не скажешь, что артист. Переносил все тяготы войны, верил в победу, в то, что мы скоро разобьем врага. За многое любили и уважали ребята Лярского, но, наверное, главное — за скромность и мужество, за отвагу… Выбрали его на комсомольскую работу. Был он удивительно исполнительный и точный во всех поручениях, а в комсомольских особенно. И никогда не откладывал их на завтрашний день.

Зимой 1943 года мы держали оборону в районе Новгорода. Фашисты систематически простреливали наши позиции — передвигались мы по ходам сообщения в основном только ночью; днем мы были мишенью для гитлеровского снайпера. И вдруг, смотрю, в дверях землянки Лярский. Не стал откладывать он комсомольского задания, пришел поговорить о текущих делах. Если бы мы знали, что это наша последняя беседа!»

 

На письмо фронтовика откликнулся кинорежиссер Марк Семенович Донской:

«История, рассказанная Дми­трием Николаевичем Евсеевым, глубоко меня взволновала. Ведь со времени начала войны я ничего не слышал о судьбе Алексея Лярского — одного из наиболее талантливых юных актеров, которых мне довелось снимать.

В памяти снова встают те далекие довоенные дни, когда шли съемки фильма «Детство Горького».

Работать с Алешей Лярским было очень приятно и интересно. К своим обязанностям он относился творчески, вдумчиво. Иногда предлагал сыграть тот или иной эпизод по-своему, и его предложения принимались. Алешу очень полюбила замечательная советская актриса — исполнительница роли бабушки В. Массалитинова. Она говорила мне, что с таким партнером не часто встречаешься, — в нем есть все: какая-то необъяснимая профессиональная зрелость, и искренность, и дет­ская непосредственность. Сам он тоже с трогательной сыновней внимательностью относился к Массалитиновой.

На его скромность обратил внимание его боевой товарищ Евсеев. И действительно, помнится, во время обсуждений фильма Алеша старался не присутствовать, очень не любил, когда его хвалили.

Первое время в период съемок я иногда повышал на Лярского голос, и тогда ничего нельзя было от него добиться, зато мягкий, добрый разговор как бы вдохновлял молодого актера на творческие поиски…»

 

К этому времени стали известны многие подробности биографии молодого актера. Его действительно много хвалили. Вот что о нем можно было прочитать в одной из горьковских газет:

«Маленький артист Алексей Лярский сумел создать прекрасный образ Алеши Пешкова. Перед нами вихрастый мальчик с чуть угловатыми движениями. Лицо его очень выразительно, особенно хороши глаза мальчика — то смеющиеся, то пытливые, то напуганные, полные страха. Он играет и озорничает, как и все дети».

После окончания съемок первой серии ему подарили фотоаппарат «Фотокор», а после завершения второй серии наградили медалью «За трудовое отличие» и путевкой в Артек.

Не обошлось в его начинающейся творческой жизни и без забавных эпизодов. Как-то неожиданно Алексей Лярский получает письмо из Америки. Миллионер-промышленник из Чикаго, посмотрев фильм с его участием и узнав, что Алексей — воспитанник детского дома, решил усыновить его, обещая ему всяческие блага. От этого предложения Алексей Лярский отказался.

Думал ли сам Алексей Лярский о профессии актера? Может быть, и думал, но для гарантии окончил училище и получил профессию часовщика.

Николаю Петровичу Добротворскому после войны удалось отыскать… жену и сына Алексея Лярского. Оказывается, в свои молодые годы он успел еще и жениться. Но ни жены, ни сына сейчас в живых нет.

Удивительно красива древняя новгородская земля.

Красивы ее леса и перелески, торопливо бегущие речушки и величественный Волхов, заливные луга, белоногие березовые рощи…

А ведь здесь гремела война.

Память возвращает в прошлое — в те незабываемые, тяжелые дни боев, когда враг наступал на нашу землю.

Где ж эти парни безусые,

С кем в сорок первом году

Где-то под Старою Руссою

Мы замерзали на льду?

 

С кем по жаре и по холоду

Шли мы упрямо вперед!..

Наша военная молодость —

Северо-Западный фронт.

Где они, эти парни безусые?

Долгие годы следопыты Кипинской школы переписывались с однополчанами Алексея Лярского. Им удалось до мельчайших подробностей восстановить историю боев за их деревню. К сожалению, однополчане Алексея Лярского мало рассказывали о нем. Кто-то вообще не слышал этого имени. Это и неудивительно. Алексею выдалось повоевать совсем немного, да и пришел он с пополнением, просто поближе не каждому удалось с ним познакомиться.

Сегодня в Кипине уже нет школы. Стоит только обелиск с именами погибших солдат. За ним ухаживают. Гостей в деревне не ждут — приезжать уже некому.

Вот пока и все, что мы узнали об Алексее Лярском, киноартисте и солдате. Фильм, в котором он сыграл роль молодого Алексея Пешкова, ставшего со временем писателем Максимом Горьким, можно увидеть в Интернете.

Конечно, вам показалось странным, что мы ничего не сказали о родителях молодого актера. О них ничего не известно. В Москве Алексей Лярский жил, видимо, все-таки не в детском доме, а, скорее всего, в интернате. За ним присматривала родная тетя Акулина Лукьяновна, у которой было двое родных детей.

Коротким было «землячество» киноактера с нижегородцами — два съемочных летних сезона…

Эти слова не итог написанному. В биографии Алексея Лярского есть еще одна строчка, которая может подвигнуть нас к поиску. Известно, что какое-то время до войны он жил в Навашине. Это могла быть лишь станция Навашино, города тогда еще не существовало.

Так что у нашего поиска может быть продолжение.

Николай ТИМИН.

Псков — Москва —
Нижний Новгород.