Пока есть флаг, отряд в строю
Земля вокруг села Ризоватова бедна. У природы не хватило чернозема на весь Починковский район, пришлось стелить песок да суглинок. Естественная урожайность зерновых на здешних полях — 5 центнеров с гектара. Сколько хозяйств по стране пали в битве за урожай при более хороших условиях. А ризоватовский колхоз имени Ленина остается с флагом.
Словно в кино
Флаг — это не вымысел. Над током хозяйства развевается бело-сине-красное полотнище. Издалека видно.
— Живем и трудимся в России, никуда уезжать не собираемся, — просто и без пафоса поясняет председатель колхоза Владимир Рябцов. — Значит, над нами должен быть российский флаг…
Ток в пору жатвы напоминает муравейник. Движение кажется хаотичным, но каждый работник знает свое дело. Здесь весело, как в сценах из старых советских фильмов.
— Ну вот, опять журналисты мимо нас прошли, — громко судачат женщины. — С «машиноедами» беседуют. Конечно, машины интереснее!
«Машиноедами» называют машиноведов — специалистов, которые следят за работой погрузчиков. На этом посту мы застали Владимира Еремина и Сергея Привалова. Оба говорят мало. Дело ответственное, нельзя допустить сбоя. Остановятся погрузчики — замедлится работа. Что это означает в страду, объяснять не надо.
— Привлекаем к работе кадры из разных подразделений, — рассказывает заведующая током Надежда Глушенкова. — Такова производственная необходимость. Людям тоже выгодно, появляется возможность заработать. Оплата сдельная, так что все зависит от старания.
Побочная — не побоку
Бедны в хозяйстве земли, но зерна дают немало.
— Сейчас все экономят на удобрениях, а нам нельзя, — говорит Владимир Рябцов. — Они помогают достичь урожайности хотя бы в 15-17 центнеров с гектара. При таком показателе уже получается нормальная валовка — площади-то у нас обширные…
В хозяйстве 7000 га сельхозугодий, из них 5000 — пашня. Есть где развернуться.
Взять рожь, которую выращивают на 1000 га. Владимир Викторович называет ее… побочной культурой. В иных хозяйствах всех зерновых столько не наберется, а у него — побочная.
Рожь дает урожайность ниже средней. На круг выходит 11 центнеров с га. Но Рябцова это ничуть не беспокоит. Побочная культура приносит 600 тонн зерна. Из них половина идет на кормовые цели, другая — на продажу в качестве продовольственной. Уж никак не в убыток.
А если учесть важность ржи для севооборота, то спокойствие председателя становится еще более понятным.
Вообще, уверенность руководителя в своих действиях — отдельная тема. Приезжаем на поле с белым люпином. Среди массы вызревающих стручков видны сорняки.
— Да не беда, — комментирует председатель. — Срок созревания у люпина долгий, к моменту уборки все сорняки высохнут…
Кто-то скажет, что это нарушение технологии — надо, дескать, сорняки уничтожать. Надо, но где же средства на гербициды найти. Здравый смысл порой важнее правил из учебников.
Люпин после уборки и плющения отправится в рукава. Белковая составляющая в рационе коров обеспечена.
Кормовое поле у сельхозпредприятия тоже обширное. Набор культур разнообразный. Кроме люпина, здесь люцерна, подсолнечник, суданская трава… Овес, конечно.
Разнообразие необходимо для полноценного рациона. Но не только. Еще — для подстраховки. Какие-то культуры могут не уродиться, зато другие подставят плечо. Сколько ни сетуй на бедные земли и своенравную погоду, а стадо в 2000 голов КРС надо кормить.
Причем дойные коровы, которых почти 700, требуют особого меню. Иначе обидятся и начнут подходить к своим обязанностям кое-как.
Цена коврика
В сельхозпредприятии стараются улучшать условия труда животноводов и содержания животных.
Дворам в Ризоватове, например, почти 30 лет. Владимир Рябцов затеял их строительство сразу после того, как в 1986 году стал председателем. Необходима основательная реконструкция, что и делается.
— Выходит, иду уже по второму кругу! — улыбается Владимир Викторович.
При реконструкции тоже учитываются особенности местного уклада. Издавна в хозяйстве налажено соревнование между доярками. Значит, учет результатов надо вести для каждой работницы. Можно было бы поставить один счетчик молока на обе линии коров, но ставят два. Дух состязательности принесет больше пользы, чем экономия на счетчике.
Раньше полы во дворах были деревянные. Колхоз устал их менять. Теперь основа будет бетонная, сверху — резиновые коврики.
Коврики, правда, дорогие — по 2000 рублей за штуку. Словно не из резины, а из платины. Чтобы выстелить помещение на 200 скотомест, требуется 400 тысяч рублей. А это всего лишь коврики.
Ладно хоть, не придется перестилать каждый год.
С прищуром
Рост цен заставляет переходить на собственное кормоприготовление. Раньше, к примеру, стартерный комбикорм можно было купить по 14 рублей за килограмм. Теперь продавцы выставляют цену в 22 рубля. Вот и приходится самим дробить зерно, балансировать комбикорма.
Часто приходится слышать, что за рубежом дело поставлено по-другому. Рыночная экономика предполагает специализацию. Кто-то производит корма, кто-то выращивает ремонтный молодняк, кто-то занимается товарным производством молока. У нас подобные тенденции не успевают окрепнуть. Только наметятся, как свалится какая-нибудь напасть. И снова каждый крестьянин вынужден сам обо всем заботиться.
— Мы даже крупорушку и шерстобитку бережем, не сдаем в металлолом, — хитро прищуривается Владимир Рябцов. — Если окажемся в полном окружении, все равно не сдадимся. Перейдем на натуральное хозяйство, но флаг не опустим…
Ну а пока есть флаг, отряд считается боевой единицей.
Александр СИНИЦЫН.
Починковский район.