Добыть «черное золото»
Обычно «черным золотом» называют нефть. Однако на этот раз речь пойдет о рапсе. У культуры с полезным ископаемым есть кое-что общее. И не только цвет. Во-первых, рапсовое масло используют для производства биотоплива и смазочных материалов, так что рапс можно отнести к экспортно ориентированным продуктам. Во-вторых, добыть маслосемена, так же как и нефть, совсем не просто.
Расчеты не оправдались
Четверть века назад рапс в области выращивали на зеленую массу. Позже производство переориентировали на более выгодное направление — получение маслосемян. Стало очевидно: рапс, если правильно подойти к делу, может быть весьма выгодным.
В то время уже действовало Киотское соглашение, которое ратифицировали многие страны мира, в том числе Россия. Документ призывает сократить количество выбросов парниковых газов в окружающую среду. К примеру, за счет использования биотоплива. Значит, рапсовое сырье будет востребовано.
Так решили в Нижегородской области и приняли целевую программу «Выращивание и переработка рапса на 2007-2010 годы». В 2006 году, когда документ разрабатывали, культурой в регионе было занято более 20 тысяч гектаров, урожайность составляла 19 ц/га. В 2007-м площади под рапсом рассчитывали увеличить до 35 тысяч га, в 2010-м — до 90 тысяч. Однако планам сбыться было не суждено.
В 2008 году закрыли завод в Шуе Ивановской области, куда нижегородцы в основном возили на переработку маслосемена. А построить свои маслоэкстракционные заводы, которых, согласно программе, должно было появиться два, не получилось. Не нашлось инвесторов.
Программу свернули, но спустя несколько лет предприняли еще одну попытку. Цели в новом документе прописывали те же: увеличение площадей под рапсом, наращивание объемов производства маслосемян, строительство перерабатывающих предприятий, повышение рентабельности сельхозпроизводства. И снова попытка потерпела крах из-за проблем со сбытом. Перерабатывающих предприятий в области так и не появилось, везти же сырье в другие регионы необходимо было в больших объемах и соответствующего качества.
Маслосемена принимают, если показатель влажности не превышает 5 процентов. Просушить их надо в первые два-три дня после сбора, иначе покрываются белым налетом. Такое сырье уже никто не возьмет даже за бесценок. Это что касается качества. И с количеством не всегда выходит гладко. Урожайность рапса раскачивается будто на качелях. В один год культура может дать по 8 ц/га, на следующий — по 16.
Программу снова признали недействительной.
Выращивать рапс или нет? На этот вопрос каждое сельхозпредприятие искало ответ самостоятельно. В ТнВ «Михеев и К» Бутурлинского района решили: рапсу на полях агрохолдинга быть.
Шиномонтаж в поле
Первая волна уборочной предприятием завершена. Поля, где были зерновые, готовят к будущему севу. Агрохолдинг использует нулевую технологию обработки почвы. Площади под яровой сев готовят так: опрыскивают от сорняков и пускают борону, чтобы равномерно распределить пожнивные остатки.
Эти работы ведутся параллельно с жатвой. Убирают рапс. В агрохолдинге культура занимает более тысячи гектаров.
Часть полей — рядом с Борнуковом. Жатву ведут четырьмя комбайнами. У одной машины в поле лопнуло колесо. Шиномонтаж проводили на месте. Вызвали подкрепление в виде подъемного крана, с помощью которого одно колесо заменили на другое. И комбайн снова в строю.
На каждой жатке установлен рапсовый стол. Без такого дополнительного оборудования вести уборку культуры неразумно — в поле остается треть урожая. Бункеры комбайнов наполняются быстро, и перетекают семена рапса — черное золото — в кузов стоящего наготове грузовика.
Сергей Маврин разгрузку только что завершил. Он комбайнер заслуженный, обладатель Кубка Ярового, который вручают лучшему на жатве в Бутурлинском районе. Награду получал три года подряд — в 2012-м, 2013-м, 2014-м.
— Работаю давно, — говорит Сергей Маврин. — Весной сею, летом корма заготавливаю и жатву веду. Рапс уберем, на этом для меня уборка завершится…
Это если все сложится хорошо. В прошлом году вызывали на подмогу, когда кукурузу на зерно убирали. Но вообще на этих работах один из основных — Владимир Маврин, сын Сергея.
— Три года назад пришел устраиваться к нам на работу, — вспоминает Сергей Смирнов, заместитель директора агрохолдинга «Михеев и К». — Спросили: что умеешь делать? На гитаре играть, говорит. Владимир училище культуры закончил…
Пригласили отца: мол, берешься за обучение сына? Тот с сомнением отнесся к порученному делу. Но в ученики наследника взял. Сначала семейным подрядом осваивали трактор попроще, затем пересели на мощную машину, потом взялись за комбайн.
В прошлом году уже Владимир стал победителем районного соревнования комбайнеров. Сев ведет на производительном тракторе, в уборочную работает на самом новом комбайне.
Есть резервы
Когда приехали в агрохолдинг, его директор, Евгений Михеев, с порога поделился наболевшим. Только что завершилось совещание со специалистами. Решали, как повысить урожайность рапса. Сейчас этот показатель в хозяйстве составляет 17-20 центнеров с гектара, в среднем по области — 10-11.
— На урожайности сказывается множество причин, — объясняет Евгений Константинович. — Нужно угадать с сортом, правильно подготовить землю под сев, провести уход за всходами. Не прозевать обработку от сорняков и вредителей. За лето по пять-шесть раз по каждому гектару рапсового поля проходим. Иначе нельзя. Слишком аппетитная для вредителей культура. Бывает, утром на поле приедешь — все нормально. А на следующий день могут только стебли остаться…
Рапс в агрохолдинге выращивают четыре года, но, по словам руководства, до сих пор как следует не научились это делать. Да и вообще для нашей страны эта культура относительно новая. Когда-то площади под рапсом в России были внушительными, потом на несколько десятилетий он практически исчез с полей. И только в 80-х годах прошлого века снова стал потихоньку отвоевывать место.
К тому времени весь наработанный опыт был потерян, технологии шагнули далеко вперед. Все пришлось начинать сначала.
В ТнВ «Михеев и К», прежде чем заниматься рапсом, тщательно изучили особенности культуры, ознакомились с опытом ее выращивания, в том числе с зарубежным. Например, В США и Канаде рапс сеют по нулевой технологии. Средняя урожайность — 25 центнеров с гектара. К этой цифре стремятся в ТнВ «Михеев и К».
Вопрос повышения урожайности для предприятия не праздный. В 2014 году запустили цех по переработке масличных культур. Пока в дело идет только рапс. Чтобы загрузить производственные мощности, площади под культурой увеличили, и год от года они прирастают.
В реализацию проекта по созданию цеха вложено 25 миллионов рублей. Деньги в основном пошли на закупку оборудования. Работы по строительству помещения будущего цеха, монтаж производственных линий проводили сами.
Рассчитывали, что вложения должны окупиться года за два-три. Расчеты оправдались.
— Цех дает рапсовый жмых, — рассказывает Сергей Смирнов. — Ценный корм для животных, потребности в нем полностью закрываем, хватает и коровам, и свиньям. Сою теперь не используем. Плюс получаем рапсовое масло. Проблем с его реализацией нет, продаем российским компаниям, но в конечном итоге оно идет за границу…
Жмых собственного производства работает на снижение расходов, и работает очень хорошо. Масло приносит дополнительный доход.
— Цех около трех месяцев в году закрыт, — продолжает Сергей Антонович. — Налаживаем и ремонтируем оборудование. В остальное время работаем без простоев. Перерабатываем только свое сырье. Хотя предложения от хозяйств, занимающихся выращиванием рапса, поступали. Но договориться не получается. То сырье не того качества, то другие наши условия не устраивают…
Значит, производственные мощности загружены не полностью, есть резервы. Вот и возникла необходимость в решении вопроса по повышению урожайности рапса. Если удастся вывести верный алгоритм, еще один кирпичик ляжет в крепкую экономическую основу хозяйства.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Бутурлинский район.