Сахарный сироп и наука
Еще до публикации сообщения о новой идее мы запустили пробный шар и позвонили ректору Нижегородской сельскохозяйственной академии, доктору биологических наук, профессору Александру Самоделкину. Он поддержал решение редколлегии сразу, но дополнил:
— Почему газету только школе? А учителям, лучшим ученикам?
Александр Геннадьевич вызвался сам поехать вместе с корреспондентом «ЗН» в родную школу, которой исполнилось 113 лет.
Путь от Нижнего неблизкий — в Шарангский район, село Щенники. По дороге, конечно же, воспоминания о школьных годах.
— В Щенниковской восьмилетней школе учились все четверо детей нашей семьи. И первая учительница, Аполлинария Алексеевна Макарова, учила всех нас. Она была для учеников другом, старшим товарищем, человеком, которому верили безоговорочно. Классический сельский учитель. То, что мы именуем представителем сельской интеллигенции. Ее уважала вся округа. К ней приходили за советом, поддержкой, поделиться радостью или горем.
Семья Самоделкиных жила в трех километрах от Щенников, в селе Николаевском Тонкинского района. Осенью и весной бегали в школу по мостику через речку, через лес. Зимой — через снежное поле. Никто, конечно, дорогу не расчищал. Сами топтали тропку, ставили вешки. С одной горки скатывались, на другую поднимались. В воздухе мороз, снег сверкает. Хорошо!
— Была в школе замечательный директор Мария Андреевна Лютова, учитель русского языка и литературы, — продолжает Александр Геннадьевич. — Я у нее в кружке занимался. Читали стихи, ставили спектакли. После победы в областном конкурсе мне дали направление для поступления на филфак.
— Не воспользовались им?
— Нет, мне больше нравилась биология, которую преподавала Нина Андреевна Коновалова. Ее занятия проходили в поле, в лесу. Мы изучали ярусы растений, птиц, животных. На поляне проводили конкурсы. Учитель привила нам любовь к исследованию, анализу, научному поиску. А какой педагог была Валентина Алексеевна Корякина, географ. Мы изучали карты, ориентиры на местности, делали разрезы курганов, срезы почв на берегах Усты. Снимаешь слой за слоем — песчаники, суглинки, голубая глина, красная, серые лесные почвы, подзолистые. Красиво! Образцы переносили в ящик и заливали сахарным сиропом — это такой вид консервации. Готовили экспонаты для будущих поколений. У нас в академии есть музей почвоведения, я предлагаю его пополнить образцами с разных территорий региона, используя как раз такую технологию. Гораздо позже я узнал, что она — не самодеятельный подход школьного учителя, такой издавна используют ученые-почвоведы.
Очень глубокий след в душах ребят оставил преподаватель физики, участник Великой Отечественной войны Павел Васильевич Чесноков. Его рассказы о войне, о Победе, солдатской дружбе, взаимовыручке стали как раз тем фундаментом, на котором воспитывается патриотизм. Еще он был прекрасным рассказчиком, что прививало ребятам вкус к слову.
Рядом с такими педагогами и самому хотелось сделать что-нибудь значимое. Восьмиклассник Саша Самоделкин решил писать в газету. Первой его публикацией в шарангской районной газете «Знамя победы» была зарисовка о первой учительнице. Потом — серия заметок в тонкинской районной газете «Красное знамя» о доярках колхоза «Победа», которым руководил отец Геннадий Андреевич Самоделкин.
— Помню всех по именам и сейчас. Анастасия Ивановна Первякова, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени. Аглая Петровна Михеева, у нее были ордена «Знак Почета» и Октябрьской Революции. Александра Савватеевна Кордакова награждена орденом «Знак Почета». Это были лучшие доярки области. В те годы на Николаевской молочно-товарной ферме они надаивали по три тысячи тонн молока от коровы. На откорме в животноводстве с 16 лет трудилась Валентина Григорьевна Толстобровова, в 23 года получила орден «Знак Почета». Помню заголовок своей публикации о ней — «Земля, подарившая счастье».
Вот так за воспоминаниями мы до этой земли и добрались.
В Щенниках сначала зашли на почту. Нас встретила оператор Лидия Михайловна Лютова. В отделении чисто и светло. Товаров — как в хорошем супермаркете. Много и услуг. Народ заходит постоянно. И мы стали клиентами почты — быстро оформили подписку на «ЗН», а в школе нас уже ждали педагоги и ребята.
Пятиклассница Настя Беляева и учитель биологии и географии Ольга Сергеевна Колбина повели на экскурсию. Школа нам очень понравилась — ухоженная, уютная, после ремонта. В каждом кабинете компьютеры, опрятные доски и парты, заботливое оформление, цветы на окнах.
— В такой школе наверное, хорошо учиться? — спрашиваю Настю.
— А мы хорошо и учимся, — отвечает она и подводит к стенду с различными грамотами за успехи в учебе, конкурсах, спорте.
— Молодцы! — хвалю я.
Подходят еще ребятишки. Все строго, по-школьному одеты, улыбаются. Нелегко, наверное, создать в семьях условия, чтобы дети не ходили понурыми: в хозяйстве, которое находится на территории села, чуть ли не с зимы не выплачивают зарплату. Но это взрослые проблемы, и младших они беспокоить не должны. Для них — уроки и занятия в кружках и секциях. Село — не райцентр, и досуговых учреждений здесь нет, поэтому вся ребячья жизнь крутится вокруг восьмилетки. Она как маленькая планета для небольшого народа — 24 учеников и девяти учителей под руководством директора Галины Николаевны Бобыкиной. В прошлом году здесь числился 21 ученик, на будущий год ожидается прибавка в 5 человек, через два-три года, не исключено, в классы будет ходить больше трех десятков мальчишек и девчонок. Перспективы отрадные.
Как сделать, чтобы жизнь ребят не ограничивалась уроками и улицей, чем занять во внеурочное время, дать дополнительные знания и навыки? Учитель начальных классов Светлана Дмитриевна Кислицына ведет театральную студию, Анастасия Федоровна Волова — кружок английского языка, Валентина Васильевна Пирожкова — «Занимательную математику», а Надежда Александровна Торощина — «Занимательный русский». Нина Васильевна Ванюшина занимается с ребятами краеведением. По примеру соседней Большеустинской школы, где учитель Роза Михайловна Протасова создала школьное экскурсионное бюро, в Щенниковской восьмилетке открыли такое же. Будут знакомить детей с местными мастерами, предприятиями, достопримечательностями. Стоящее дело! Сергей Иванович Лютов, преподаватель технологии и ОБЖ, учит ребят мастерить. В областном конкурсе «Технология победы» поделка Щенниковской школы заняла второе место. А еще ребята вместе с учителем сделали фигурки для городков и пытаются играть.
Вот такая активная жизнь на маленькой планете, которую любят и дети, и взрослые. Большинство педагогов шесть раз в неделю приезжают сюда из других населенных пунктов района, путь от которых неблизок. Учитель начальных классов Надежда Николаевна Кузнецова добирается из с. Астанчурга, территории другой сельской администрации, на велосипеде, а зимой на лыжах или снегоходе, который сама, если надо, и ремонтирует.
Собираемся в учительской. Выпускник 1977 года, а ныне ректор НГСХА Александр Самоделкин вручает подписку на газету «Земля нижегородская» на 2017 год и подарки школе, своему классному руководителю Марии Павловне Касьяновой и многодетной семье Беляевых из деревни Копани, которую в школе представляют отличница Настя и первоклассник Егор.
Нам не хотелось долго задерживать педагогов: домой им добираться не близко. На ходу заглянула в открытую тетрадку на столе в учительской. В первых строках сочинения «Как я провела лето» Даши Афонасьевой прочла, что девочке понравился отдых на летней площадке в школе. Значит, ребенок с удовольствием приходит в свою alma mater. Пробежала глазами и дальше. Неплохо написано, хорошим слогом, и ошибок мало. Может, Даша тоже подружится со словом и начнет писать заметки в газету, как бывший ученик, а ныне ученый Александр Самоделкин. Может быть, с нехитрых сочинений, экспериментов с сахарным сиропом, несложных поделок и начинается путь в разные науки.
Ольга НАЗАРОВА.
Фото автора.
Шарангский район.