Две любви одного человека
Он мечтал стать летчиком, поступил в школу летчиков, но ее закрыли. Тогда он решил быть ближе к небу и поступил в Московский авиационный институт, но не хватило места в общежитии, а семья из деревни Краснобаковского района не имела возможности посылать сыну деньги.
Поступил на факультет журналистики Ленинградского университета, что для деревенского паренька было огромной победой. Ему довелось работать собственным корреспондентом газеты «Известия» в Башкирии. Устроиться в центральное издание в те годы было чем-то немыслимым, брали только очень талантливых, незаурядных. Выходец из Горьковской области Толя Удалов был именно таким.
Работу свою он очень любил и отдавался ей полностью, получая поддержку молодой жены. Каких людей находил для публикаций! Как умел описать события! В редакции был на хорошем счету. Ему прочили переезд в центральный аппарат в Москву. Но он рвался домой, на родину. А когда начали сдавать родители, вопрос решился сам собой.
Вернувшись, стал работать в «Горьковской правде». Потом была «Профсоюзная трибуна», а в начале 1990-х главный редактор «Земли нижегородской» Владимир Павлович Соболев пригласил Анатолия Григорьевича к себе первым заместителем: при становлении новой газеты требовались крепкие профессионалы. Первый заместитель отвечал за работу собкоров, каждый из которых и сам был не лыком шит. Читатели, наверное, помнят такие имена — Светлана Бармина, Галина Тюлина, Виктор Комаров, Александр Крылов. Руководить такими асами, личностями нелегко, но Анатолий Григорьевич стал для них авторитетом.
Все в редакции уважали его безоговорочно и приходили советоваться. И просто так заходили в его кабинет — поговорить. Говорили! Спорили! Доказывали друг другу! И не только и не столько по производственным вопросам.
Мне навсегда запомнились два постулата Удалова. Один серьезный: «Работать надо с теми людьми, которые есть». Это значит, не надо пенять, что не тот коллектив тебе достался, что где-то есть лучше, талантливей, отзывчивей, ответственней. Это значит, что надо доверять тем, с кем трудишься бок о бок, уважать в каждом и автора, и личность.
Второй постулат был полушутливым. Анатолий Григорьевич любил говаривать: «Газета как женщина. Что задумает, то и будет». И правда, такое у нас случается нередко. Иной раз подгоняешь журналиста: «Что же ты тянешь? А фото где? Давай быстрее». Полдня торопишь, а к вечеру выясняется, что и не нужен материал: ситуация изменилась или данные устарели.
Газета была для Анатолия Григорьевича и его жизнью, и его любовью. А что же небо? В небо он часто смотрел. Провожал взглядом самолеты. Очень гордился, что летчиком стал сын Сергей, а внук Иван окончил авиационный институт и конструирует самолеты. Дочь Галина и внучка Екатерина — журналисты. Вот такое отцовское счастье.
Уход Анатолия Григорьевича — непоправимая утрата для семьи. Утрата и для нас.
Мы будем помнить вас, Анатолий Григорьевич!
От имени коллектива «Земли нижегородской»
Елена БЕЛЯЕВА.