07.09.2016

Путь к пятому уровню

В Большом Болдине привыкли встречать гостей. Пушкинские места притягивают туристов. Однако главная цель очередного визита была другой. Здесь состоялось расширенное заседание совета директоров Союза животноводов России (Росживотноводсоюза). Обсуждался опыт создания конкурентоспособных молочных стад. В качестве одного из примеров рассматривался племзавод «Пушкинское».

Дело в стимуле

В сентябре 2005 года было объявлено о начале реализации в стране приоритетных национальных проектов. Правительство разработало один из них специально для агропромышленного комплекса. Сельхозпредприятия получили возможность строить новые фермы с участием казны. Не все воспользовались возможностью, но многие построили.

Прошло более десяти лет, время подвести некоторые итоги. Да, целый ряд хозяйств модернизировал животноводство, но, к сожалению, отсутствует долгосрочный эффект. Валовой надой начал было расти, а сейчас стал ниже прежнего. Россия получила в 2015 году 30,8 миллиона тонн молока — на 273 килограмма меньше, чем в 2005-м. Такие данные привел во время встречи в Большом Болдине директор ВНИИ племенного дела Иван Дунин.

Треть хозяйств доит коров по старинке. У этой технологии есть народное название — «в ведра». Поскольку фермы все же имеют какое-то оборудование, подобная ступень развития считается третьей.

Большинство производителей в мире находятся на пятом уровне. Они используют технологию, которая предусматривает наличие доильного зала. Нашей стране надо как можно быстрее совершить массовый переход на пятый уровень. Только в этом случае мы сможем получить дополнительно 8 миллионов тонн молока. Тогда будет выполнена задача импортозамещения по этому виду продукции.

— Поэтому мы выбрали для посещения Нижегородскую область, — поясняет генеральный директор Росживотноводсоюза Алексей Кочетков. — Здесь имеется хороший опыт развития отрасли…

Опыт действительно имеется.

— За несколько лет в области модернизировано, реконструировано, а также построено вновь 550 животноводческих помещений, — сообщил гостям начальник управления по организации производства регионального минсельхозпрода Игорь Малеев. — То есть производственная база заметно обновлена…

Этого удалось достичь с помощью бюджетной поддержки. Как известно, федеральный бюджет выплачивает крестьянам субсидии на литр реализованного молока. К ним добавляются средства из регионального бюджета. Такова общая практика. В нашей области к этим субсидиям приплюсовали дополнительные финансы. Аграриям доплачивали за модернизацию, реконструкцию и стройку объектов животноводства.

В результате помощь от государства достигала 5 рублей на литр реализованного молока. Наиболее активные хозяйства получали за год 10-15 миллионов — серьезные средства. За счет этого удалось вовлечь в процесс многие сельхозпредприятия.

У каждого свой конек

Участники заседания увидели итог реализации программы в «Пушкинском».

Напомним историю хозяйства. Его прежний руководитель Николай Шкилев, который сейчас возглавляет аграрный комитет Законодательного Собрания, сумел привлечь в качестве инвестора Газпром. В 1990-е годы и в начале 2000-х были сделаны немалые вложения в производство. У предприятия появились успехи в животноводстве и растениеводстве, сюда стали приезжать за опытом аграрии со всей страны.

Трудные времена наступили, когда газовики приняли решение избавиться от «непрофильных активов». Расставание было затяжным и сложным. Долги, отсутствие кредитов поставили «Пушкинское» на грань пропасти.

К спасению подключилось областное министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. С его помощью удалось разобраться с долгами, подыскать нового собственника.

Тогда у руля «Пушкинского» стоял уже нынешний генеральный директор Антон Шишкин.

— От пропасти отошли, но финансовое положение оставалось непростым, — вспоминает руководитель. — А к тому времени назрела необходимость реконструировать базу животноводства. Иначе могли потерять те достижения, к которым шли многие годы…

В свое время предприятие взяло за ориентир канадскую формулу животноводства. Она выглядит так: «Корма. Коровы. Кадры. Комфорт». Смысл в том, что каждое направление надо развивать параллельно от этапа к этапу. В этом случае обеспечен годовой надой свыше 9 тысяч килограммов молока на корову.

В сельхозпредприятии многое сделали для достижения цели. Надои от голштинизированных коров канадской селекции достигли 9-10 тысяч кг на каждую. Устаревшие помещения могли отодвинуть хозяйство назад. Ведь нарушалась составляющая производства под названием «Комфорт». Это грозило нарушением других «К», поскольку они идут параллельно.

В хозяйстве пошли на реконструкцию объектов, но постарались минимизировать затраты. Вот оценки гостей.

— Конструкция дворов устаревшая, но из них сделали вполне современные помещения, — делится генеральный директор АО «Заветы Ильича» Московской области Юрий Кинякин. — Возможно, мы тоже пойдем по такому пути…

— Здесь сумели при стоечно-балочном устройстве помещений оборудовать принудительную вентиляцию, — вторит ему председатель СПК «Родина» из Удмуртии Сергей Петров. — Верхние плиты с крыш сняли, заменили на световой конек. Насечки сделали на бетонном полу, чтобы коровы не скользили по пути в доильный зал или на выгульную площадку…

В «Пушкинском» продолжают развивать животноводство по системе четырех «К». Возьмем пункт «Коровы». Их избавили от лейкоза. Срок использования животных увеличился. Молоко можно пить сразу после дойки. Что, кстати, практикует генеральный директор Антон Шишкин. Он покупает пять литров прямо на ферме, семья управляется с ними за пару дней.

Коровы к рывку готовы

Николай Шкилев тоже участвовал в заседании. Поделился взглядом на пути развития молочного животноводства. Он считает, что надо уделить особое внимание улучшению кормовой базы.

— В США ежегодно собирают 550 миллионов тонн зерновых и зернобобовых культур, — говорит он. — Из них почти половина приходится на сою. Она идет на корм животным, способствует увеличению белка в молоке. Далеко не во всех российских регионах можно вырастить сою, но есть другие белковые культуры. Следует расширять, например, посевы белого люпина…

Необходимо также вводить в рацион животных больше жмыха и шрота. Правда, аграрии жалуются, что цена на эти компоненты в последнее время выросла до 20 с лишним рублей за килограмм.

Варианты решения проблемы существуют. Опять же в нашей области инициировали строительство заводов по переработке рапса прямо в сельхозпредприятиях. Некоторые уже построены, дают масло и тот самый жмых.

Никто не говорит, что каждому хозяйству нужен завод. Но десяток-другой помогут сбить спесь с крупных переработчиков масличных культур.

— Если поработать над кормовой базой, — уверен Николай Шкилев, — можно поднять валовой надой молока в стране на треть. Даже при том количестве дойных коров, которые есть на сегодняшний день.

— Согласен, — поддерживает Шкилева директор ВНИИ племенного дела Иван Дунин. — Генетический потенциал молочного скота в России позволяет получать 6-7 тысяч кг молока на корову. Пока он используется лишь на 65 процентов. Надо совершенствовать кормление, содержание, уход…

Надой в 7 тысяч килограммов был бы оптимальным для молочного животноводства России. По расчетам Ивана Дунина, в нынешних экономических условиях наибольший процент прибыли получается при результате от 7 до 7,5 тысячи кг молока на корову.

Примерно такой же показатель держат в Германии.

Далеко не все страны в мире стремятся к бесконечному росту надоев. Где-то они ограничены квотами, где-то продиктованы экономической эффективностью. Животноводы Новой Зеландии получают лишь 5 тысяч килограммов молока от коровы. Но молочная продукция из этой страны расходится по всему миру.

Дело в том, что новозеландское молоко имеет низкую себе­стоимость. Скот пасется круглый год, концентраты ему не требуются. В этом заключается конкурентное преимущество. Каждая страна должна использовать свои особенности в подходах к животноводству.

Директор ВНИИ племенного дела не одобряет практику ввоза в Россию племенного скота из-за границы. Проблемы с адаптацией зачастую сводят выгоду на нет. Гораздо продуктивнее использовать семя лучших быков-производителей, как это делают в «Пушкинском».

Правда, семенной материал тоже заграничный. Надо, считает Иван Дунин, постепенно формировать отечественную базу. Сейчас государство создает в регионах селекционно-генетические центры, они вполне могли бы заняться такой работой.

Робот есть, нужен ум

Итак, надой в 7-7,5 тысячи килограммов был бы оптимальным в российских условиях. Это не означает, что цель — достичь его и застыть на месте. Конечно, надо поощрять хозяйства, которые стремятся к более высоким результатам.

В стране должна развиваться практика создания стад с продуктивностью более 10 тысяч килограммов на корову. Вдруг завтра изменятся экономические условия? Следом потребуется изменить и производственные показатели.

К тому же ведущие ученые считают, что с каждым годом производители молока начнут чаще обращаться к услугам роботов. А для роботизированных ферм предпочтительнее продуктивный скот.

Кстати, сейчас областной минсельхозпрод прорабатывает вопрос поддержки хозяйств, которые приобретают племенных животных. Вероятно, будет введена государственная субсидия на их покупку. Размер может составить до 40 процентов от стоимости.

Что касается ферм с роботами, то они уже начали появляться в регионе. Министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Алексей Морозов еще в прошлом году объявил, что внедрение роботов в молочное животноводство в приоритете.

Пока они тоже импортные. Но появляются отечественные разработки. Директор ВНИИ племенного дела Иван Дунин сообщил, что в знаменитой Бауманке придумали дояра-электроника. Его цена будет гораздо ниже зарубежных аналогов. Хотя он вовсе не аналог, поскольку возможности гораздо выше.

Одна беда, Бауманке не хватает средств, чтобы выпустить экспериментальный образец.

— Минсельхоз говорит, что в России нет экспертов, которые могли бы вынести вердикт о полезности разработки, — вздыхает Иван Дунин.

Что тут скажешь? Не эксперты нужны, а государственный ум.

Александр СИНИЦЫН.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Большеболдинский район.