Всероссийские смотрины
С многолюдного и суетного лета 1896 года в Нижнем Новгороде. Вроде бы оно от нас далековато, но мы можем в мельчайших деталях восстановить, что тогда происходило. Подробности того лета отложились в подшивках старых газет и в толстых журналах. Как же можно было такое пропустить: впервые в провинциальном губернском городе проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка, шестнадцатая по счету. А счет выставкам открыл Санкт-Петербург еще в 1829 году, с тех пор, чередуясь, их принимали Санкт-Петербург, Москва, Варшава… И вот Нижний!Мы предлагаем вам перенестись в лето 1896 года и посмотреть, как все это было. Так что все летние выпуски нашего «Краеведа» будут посвящены событию, которое произошло в Нижнем Новгороде 120 лет назад.
Жаркое
лето
Репортер московской газеты «Новое время» (а на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке — заведующий бюро прессы) Александр Валентинович Амфитеатров писал:
«Лето 1896 года было жарким для русских чиновников, дельцов, промышленных и торговых людей, предпринимателей, прожектеров, журналистов, изобретателей, авантюристов и прочих сил, которым выражается, по крайней мере напоказ, культурный слой общества».
Но это лето началось пораньше, 28 мая (по н. ст. 9 июня). С самого утра над Нижним Новгородом раздался колокольный звон, возвещающий о важном событии. Обывателей города это нисколько не озадачило. Из газет они знали, что именно в этот день намечено открытие XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки.
След того дня остался в журнале «Нива»:
«Открытие выставки состоялось 28 мая. Стояла чудная погода: выставочные гостиницы украсились флагами, шоссе тоже как будто принарядилось и не выглядит уже таким неказистым.
У главного входа генеральный комиссар встречает прибывающих гостей; тут же стража, одетая в красные парадные кафтаны, изготовленные по рисункам Васнецова и являющиеся точной копией одеяний стражников первых царей московских».
Хоть Нижний Новгород и считался провинциальным городом, но именитыми гостями удивить его было трудно. Знаменитая ярмарка каждый год собирала не только торговцев из России, жаловали сюда купцы со всего мира. Но ярмарка — это торг, а выставка — смотрины.
За два года, как в сказке, вырос на канавинских песках… город не город, скорее царство будущего. Было объявлено, что выставка должна «показать грандиозные успехи в большинстве отраслей промышленности, напоминающие о многих годах политики мира, о заботах к подъему национального духа, о единении самодержавного царя со свободным народом в трудах к распространению величия Российского государства». Это должен быть прорыв России аграрной в Россию промышленную, хотя эксперты отмечали, что «уровень края стоит на сотни лет ниже того, что представляла в общественном прогрессе Всероссийская выставка 1896 года».
Государя Александра III, принявшего волевое решение об устройстве выставки именно в Нижнем Новгороде, отсталость Нижегородской губернии не смущала, состояние других губерний было не лучше. Важнее — «дать рабочему человеку трудовой идеал, показав ему, чем была Россия и чем она стала…»
Была и другая точка зрения:
«Никогда и ни в какой столице мира выставки не могут быть таким поражающим явлением, как в нашей провинции… Выставка в провинции должна была действовать на население Волги как звон колоколов, бьющих в набат среди деревенского затишья…»
Но для кого и для чего устраивались всероссийские смотрины? Разве только для звона колоколов и нашествия зевак?
Это нам и предстоит выяснить.
Знай
наших!
Почему открывшуюся в Нижнем Новгороде выставку позднее нарекли российским чудом? Почему памятна она до сих пор, хотя прошло довольно много времени и пятнадцать ее предшественниц успешно забыты? Кто в то время стоял во главе технического прогресса и знаем ли мы их имена? Все ли безоблачно было на этих смотринах? Чем тогда могла гордиться Россия? У многих из нас с детства, со школы сложился стереотип восприятия того времени — все было плохо. Но так ли уж плохо, если в это время появились в науке российские ученые мирового уровня?
Вопросы… Вопросы… Будем искать на них ответы?
Нам предстоит посетить 55 казенных зданий и 117 павильонов, выстроенных экспонентами на пустынных землях вдоль Оки. Что интересного мы в них найдем? Посмотрим!
Репортер газеты «Нижегородская почта» писал в дни работы выставки:
«Бродя по мануфактурному отделу, я задавал себе вопрос: что должны отражать в себе все эти великолепные затейливые витрины?
После долгих колебаний я нашел подходящий ответ: «Знай наших!»
Дмитрий Иванович Менделеев, один из организаторов выставки, настоятельно приглашал: «Жизнь России, очевидно, взошла за последнее время в переходную эпоху, если в народно-государственном быту различать, кроме первичной доисторической эпохи, охотническо-кочевую, земледельческую и промышленную как конечную и сложную.
…Смотреть нашу выставку — значит узнавать, учиться, разбирать, мыслить, а не просто «гулять», смотреть и отдыхать. Словом, это труд немалый, даже по размерам занятого пространства, на каждом шагу которого встречается все новое, иное, неожиданное, поучительнейшее, притом свое и часто передовое».
Выставочную аккредитацию получили более четырех сотен журналистов. Допуск всюду! Ограничений никаких нет! Все эксперты к услугам прессы! Для отправки корреспонденций бесперебойно работают почта и телеграф. Прибыли репортеры из Германии, Франции, Греции…
«Нижегородский листок» сообщал:
«К нам приехали японские журналисты гг. Асахино и Коморо Могуцуки. Далекая Япония, сделавшая в последнее время такие колоссальные успехи, прислала к нам своих представителей, чтобы поучиться у нас тому, чему нужно поучиться Японии».
Были среди журналистов и те, кто пристально следил за промышленным развитием России и не мог этого не отметить.
На первую свою мировую выставку в Лондоне, которая состоялась в 1851году, Россия привезла парусину, козью пряжу, станок для формовки сахара, парчу, медные листы и предметы из малахита. Скажем, не густо. Если бы все на этом и закончилось, то вряд ли бы Россия стала интересна мировому сообществу репортеров. Но интерес к ней от выставки к выставке только зрел.
Корреспондент французской газеты “Soleil” писал:
«Я видел предыдущую русскую выставку 1882 года в Москве и прямо испуган теми успехами, какие достигнуты этим молодым, но полным энергии народом в четырнадцатилетний период. Теперь русские достигли такого положения, что могут обходиться без помощи иностранцев».
Журнал «Неделя» командировал в Нижний Новгород самого опытного из репортеров — Владимира Людвиговича Дедлова, уже бывавшего в этом городе на Волге. Он в первом же своем репортаже написал:
«…Стоит ли ехать на выставку? Если я скажу, что выставка замечательна как по интересу, так и по красоте, ответ ясен. Мы не знаем самих себя, не знаем своего отечества, нам нужно долго, много и прилежно учиться, чтобы познать самих себя, и пропустить урок Нижегородской выставки было бы совестно».
Встречай,
Нижний!
Разве не интересно узнать, каким перед глазами гостей предстал Нижний Новгород? Попробуем это сделать, тем более что каждый из репортеров оставил в своих репортажах впечатление о городе. Нам предстоит лишь выписать их.
В свой родной город в качестве репортера «Одесских новостей» прибыл из Самары Алексей Максимович Пешков, которого мы больше знаем как писателя Максима Горького. Вот каким он нашел Нижний:
«Я приехал в Нижний, и на меня, нижегородца, знающего город как свои пять пальцев, он произвел странное впечатление: чистотой, которая еще год назад совершенно не была ему свойственна; новыми зданиями; скверами; сетью проволок, опутавших его главные улицы, по которым проложена линия электрической дороги, и всей своей физиономией, благообразной, чистенько умытой, утопающей в смешанном аромате свежерастворенной извести, асфальта, масляной краски и, конечно, карболки».
А вот каким увидел город приехавший из Петербурга репортер Владимир Дедлов:
«В Нижнем горизонт безграничен, почти морской; воздух при теперешних часто перепадающих дождях прозрачен, как хрусталь; под вами не крыши неподвижных домов, а Волга, Ока, бесконечные луга и грациозно движущиеся «здания» огромных пароходов и барок».
«Нижегородские ведомости» писали:
«В Нижнем так мало зелени, так мало деревьев, что с болью в сердце смотришь на уничтожение каждого куста, не только деревьев. Лучше пожертвовать видом, но сберечь зелень. Это будет полезнее, и, пожалуй, эстетическое чувство не пострадает».
Но вернемся к выставке. Как она вписалась в Нижний Новгород, не оказалась ли она лишней, чужеродной? Репортер «Русского богатства» и «Русского вестника» Сергей Яковлевич Елпатьевский сообщил своим читателям:
«Она (выставка. — Авт.) в полном смысле очаровательна. На огромном пространстве раскинулись блестящие дворцы, кокетливые домики, изящные веранды, фантастические замки в античном, мавританском, китайском стиле, в русском стиле и, кажется, со всем разнообразием его мотивов. Их соединяют великолепные цветники, аллейки из роз, грациозные мостики, миленькие дорожки. Из середины пруда, вырытого среди выставки, высокой струей брызжет к небу фонтан, превосходный оркестр играет Бетховена, Чайковского, Сен-Санса, изящные вагончики электрической дороги между павильонами; а когда вечером загораются электрические лампочки и огромные фонари, и в этом ровном белом свете ярко выступают на фоне темной ночи смягченные контуры зданий, картина становится волшебной».
Отыскался в газетах и отзыв Антона Павловича Чехова:
«…Говорят, блестящая выставка, поражающая своей роскошью и серьезностью, потому что совершенно отсутствует пошлость — таковы отзывы всех моих знакомых».
Что ж, отправляемся с вами в долгое путешествие по XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая развернулась в эти дни, но 120 лет назад в Нижнем Новгороде. Надеемся, что оно будет увлекательным. Обещаем вам, что о многом вы узнаете впервые.
Вячеслав ФЕДОРОВ.