Posted in Благовест
14.06.2016

Требуется хороший хозяин

Даже на зиму не уезжают Иван и Анна Чебоксаровы и Нина Круглова. Улица в поселке одна, именуется Центральной. Дом № 1 на ней — Кругловой, подальше — Чебоксаровых, а в доме № 2 Надежда Перова с мужем Александром с мая прошлого года обустраивают свое жилище. Уже белеют рамами современные окна, издалека блестит на солнце новенькая металлическая крыша, уютно расположилась на берегу пруда баня. Вот только, оберегая плотину от весеннего половодья, спустили живописный водоем люди. И плотина, спуск теперь требуют ремонта.

Нина Егоровна Круглова, ныне пенсионерка, работала главным бухгалтером в Панзелском лесничестве. Вот уже 33 года живет здесь постоянно. Муж Иван Яковлевич умер. А он как раз и следил за прудом, открывал и закрывал шлюзы. И вот водоем ушел. Все трубы, насосы на берегу обсохли, в баню воды не наберешь. Пруд — единственный источник водоснабжения лесного поселка. Был один колодец на Панзелке, но обвалился из-за старости. Есть у Кругловой своя скважина, но мелкая, воды в ней мизер, идет одна грязь.

— Хорошего хозяина нет, — говорит она. — Вот Станислав Александрович Буров, бывший директор лесхоза, был настоящим хозяином. Он следил за дорогами, за всеми прудами. До сих пор на Панзелку есть Буровская дорога, которую он сделал специально для проезда легковых машин. Въезд лесовозам на нее был категорически запрещен. А теперь большегрузы разбили ее всю. Станислав Александрович мог не только помочь, но и строго спросить. Нас больше беспокоит разбитая лесовозами плотина.

На Панзелке нет, конечно, магазина. Как же живут люди, чем питаются? Нина Егоровна выходит голосовать к дороге, она рядом. Но машины ездят не так часто. Тогда она вывешивает на забор красную тряпку — знак нужды в помощи. Разработчики леса видят тревожный сигнал, останавливаются, заходят в дом, принимают разные заказы и деньги и на следующий день привозят все необходимое. Пенсию доставляют аккуратно, каждый месяц. Вот только 16 апреля в поселок не пробились, но передали деньги с другими людьми.

В лесном поселке зимой на опушке леса по соснам прыгают белки, а зайцы бегают прямо по улице. Замечали и лосей. А в доме Надежды Перовой жил редкий зверек соня полчок из семейства соневых. Хозяйка кормила его печеньем прямо с рук. Сама она охотница. Однажды подстрелила дичь, а собака не полезла в воду: очень холодно было. Так отважная Надежда сама за добычей сплавала!

Анна Федоровна Чебоксарова — самая пожилая жительница поселка, ей почти 82 года, всю жизнь прожила здесь и в Химбараках недалеко от Панзелки. На разных работах трудилась в лесу. До последнего с мужем Иваном Ивановичем содержали корову, двух поросят. Только последние два года перестали держать. Сейчас у них 20 кур. Местный петух в лесу заметно одичал и приобрел воинственный характер, стал клевать людей. Спрашиваю хозяйку — и ее, оказывается, клюет! Ну, воин!

Иван Иванович тоже всю жизнь лес валил. Он вспоминает:

— Собирали с сосен смолу-живицу в бочки и отправляли на химический завод в Вахтан и на канифольный завод в Нижний Новгород. Живица шла почти на 300 видов продукции: резину, канифоль, шины. Из нее получались самые качественные автомобильные краски…

Сейчас по хозяйству хлопочет, огород в порядке содержит. До солнышка дожили, до тепла. Летом на Панзелке веселей: и дачники появляются, и гости, дети, внуки приезжают, радуют. Но все же постоянным жителям нужна помощь в обустройстве их среды обитания.

Александр КРЫЛОВ.

Лукояновский район.