Без права на нормальную жизнь
Семь лет без пенсии
Двухэтажный дом в центре села Баранова, где живут Евсеевы, никогда не знал ремонта. В подъезде словно после бомбежки. Может, потому и показалась знакомой эта картина новым жильцам — пожилой женщине с сыном и двумя внуками, когда они впервые переступили порог старого дома. Такая же разруха была и в Киргизии, где в последние годы обстановка была взрывоопасной. Они продали за бесценок добротный дом, все имущество и уехали в Россию.
Сначала приютили родственники в Новосибирской области. До первой проверки паспортного режима, когда семейство, не имеющее российских документов, из области депортировали. Евсеевы решили податься на родину мужа Любови Федоровны — его уже не было в живых, но в Сосновском районе оставалась его мать. Правда, из-за событий в Киргизии с ней была потеряна связь. Потому и не догадывались родственники, что их уже никто не ждет — женщина умерла, а от ее дома, где надеялись найти приют, остались лишь развалины. Часть денег пришлось отдать соседям, потратившимся на похороны старушки.
В Яковском сельсовете, к которому относится Бараново, сжалились над приезжими — выделили пустующую квартиру, прежде принадлежавшую совхозу. Сына Любови Федоровны неофициально приняли на работу водителем, внуки пошли в школу. Жизнь на новом месте мало-помалу налаживалась, пока не пришла новая беда — умер единственный кормилец.
Все эти годы пожилая женщина не получала пенсию из-за отсутствия главного документа — российского паспорта, она является гражданкой Киргизии.
— Даже если бы у Любови Федоровны не было трудовой книжки, мы могли бы оформить ей социальную пенсию, — объясняет исполняющая обязанности начальника управления пенсионного фонда Наталья Подмарева. — Если бы имелось хоть удостоверение с видом на жительство… С паспортом же иностранного государства пенсию не назначают.
Куда только не обращалась за эти годы Любовь Евсеева, но все попытки закончились безуспешно из-за ошибки в документах. Да и сама хозяйка путается в событиях: шутка ли — 83 года. Не припомнит, где родилась, не может объяснить, почему ее воспитывали бабушка с дедушкой, забыла даже, как звали собственного мужа и как они оказались в Киргизии. Зато хорошо помнит, как в военные годы 16-летней девчонкой сутками стояла у токарного станка на военном заводе в Перми, ворочая неприподъемные ящики с готовыми деталями.
— Старались для фронта, не жалели себя, — всхлипывает Любовь Федоровна, нервно теребя трясущимися руками уголок платка.
Она достает из полиэтиленового пакета медаль, полученную к 50-летнему юбилею Победы, и, помолчав, продолжает:
— Я никогда не боялась тяжелой работы. После войны долго работала дояркой. У меня должна быть хорошая пенсия…
На птичьих правах
Их жилье по документам считается двухкомнатной квартирой, в действительности же больше напоминает запущенное общежитие. Но и с этих квадратных метров Евсеевых могут попросить в любой момент — они там не прописаны.
— Квартира в настоящее время принадлежит предприятию «Теплоснаб» и несколько лет была заброшенной. Евсеевы здесь живут, как говорится, на птичьих правах, — поясняет специалист Яковской сельской администрации Александра Крупнова. — Никто с них плату за жилье не берет, все жалеют.
В квартире мрачно и холодно — тягостное впечатление. Обшарпанные полы и стены, потолок с обвалившимися кусками штукатурки, гнилые рамы и подоконники. Из благ цивилизации, пожалуй, только электричество. За водой ходят на колонку. Печку нынешней зимой Евсеевы не топили из-за отсутствия дров, жилье обогревали старенькой электроплиткой. Нет у них ни холодильника, ни телевизора, ни даже часов — время здесь словно остановилось.
— Внук моется у друзей, а я сырой тряпкой оботрусь — вот и вся баня, — вздыхает хозяйка. — Летом на речку хожу мыться.
Обстановка более чем скудная, из мебели два старых дивана, железная кровать, стол и комод. Из продуктов лишь макароны. Как люди выживают в таких условиях? Старушка вяжет теплые половики из шерсти, распуская старые джемпера. Бывает, и по тысяче рублей продаст. А в выходные просит милостыню на рынке в Сосновском. Повзрослевший внук после занятий в техникуме старается подработать где придется. Берут грузчиком к частникам, порой выплачивая парню за тяжелый труд гроши, пользуясь его безотказностью и безвыходным положением.
— Вот скопила Павлику на обувь — ходил, можно сказать, разутый, — показывает новые кроссовки Любовь Федоровна. — А себе во всем отказываю, недоедаю. Зимой в валенках хожу, летом — в тапочках.
Нехитрый обед, в основном это пустые макароны, готовит старший внук Павел, на нем все домашние заботы. Младший, Леша, теперь живет в Сосновском в приемной семье.
— Там ему лучше, — рассуждает бабушка, — у него все есть, о нем заботятся.
Она вспоминает, как хорошо им жилось в киргизской деревне до известных событий, семья ни в чем не нуждалась, держали корову и поросят — всегда было свое мясо и молоко. Не переводились овощи и фрукты. Кто мог предположить, что так все обернется…
Место рождения — не значится
Больше всех повезло Алексею Евсееву. И не только с приемными родителями и нормальными условиями проживания, у него теперь есть российское гражданство.
— Мы оформили ему документы на опекунство и инвалидность — мальчик болен, — рассказывает начальник отдела социального обслуживания управления соцзащиты населения Сосновского района Надежда Сайманова. — Направили Алексея в реабилитационный центр на лечение. Старались помочь и его бабушке. К сожалению, не можем официально оказать ей материальную помощь, но постоянно помогаем продуктовыми наборами.
Вообще вся эта история с документами на имя Евсеевой выглядит весьма запутанно. В прежнем паспорте, выданном ей в Киргизии, в графе «место рождения» указана Московская область. Год рождения почему-то исправлен. Сама женщина уверяет, что родилась в Перми. На запрос в Центральный государственный архив Московской области пришел отрицательный ответ. Не нашли записи о регистрации ее рождения и в Перми.
— Мы сделали все, что зависело от нашей службы, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки, — констатирует Надежда Борисовна.
В администрации села Сосновского Любовь Евсеева бывает чаще других посетителей.
— Хожу‑хожу, а толку никакого, — сетует женщина.
Глава администрации Анатолий Зимин дал указание своим помощникам разобраться в ситуации.
— Мы сочувствуем ей и стараемся помочь, — уверяет начальник организационно-правового отдела Андрей Шашин. — Согласно имеющимся документам, Любовь Федоровна должна получать все положенные ей выплаты в Киргизии. Для оформления двойного гражданства в первую очередь нужно установить место рождения. Что же касается ее внука, необходимо еще и заявление от его матери о том, что она не возражает против принятия сыном российского гражданства. Однако связь с родительницей давно потеряна…
В будущее… без паспорта?
В этом году Павел Евсеев заканчивает Сосновский агропромышленный техникум. По словам педагогов, это доброжелательный и трудолюбивый юноша. Они переживают, как сложится дальнейшая судьба Павла — без паспорта не трудоустроиться по специальности.
— Даже пройти обычный медосмотр для него сложно, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Зыкова. — Мы стараемся помочь Павлу, не оставляем его. Ходили по всем инстанциям, пытались добиться получения российского паспорта.
Особенно беспокоится за будущее юноши мастер производственного обучения Лариса Сергеева, которая считает его одним из самых примерных в группе.
— Павел всегда откликается на любую просьбу, не пропускает занятия, — говорит Лариса Валерьевна. — Он старается следить за собой — всегда опрятно и чисто одет, не подумаешь, что живет в таких условиях. У некоторых есть все, но нет стремления к учебе. Павел же тянется к знаниям и заслуживает того, чтобы ему помогли.
Не теряя надежды
В отделении управления федеральной миграционной службы Сосновского района тоже сочувствуют Евсеевым и стараются закрыть глаза на их нелегальное проживание в районе.
— В 2005 году их выдворили из Новосибирской области по решению суда, — рассказывает начальник отделения Елена Захарова. — Здесь Евсеевых зарегистрировали на три месяца. По истечении этого срока необходимые документы представлены не были, и суд принял решение о выдворении семьи из района. Однако Евсеевым пошли навстречу, приняли во внимание тяжелое положение семьи и отсутствие средств на дорогу.
Как выяснилось, можно было рассмотреть дело с имеющимися документами, точнее, их копиями, закрыв глаза на недостающие. Но не хватает главного — свидетельства о рождении Любови Евсеевой. Можно было бы сделать свидетельство на основании решения суда. Судебное заседание по этому вопросу собиралось трижды, и каждый раз пожилая женщина отказывалась от прежних показаний, изменяя дату и место рождения, запутав окончательно судей.
— Мы не прекращаем работать, — заверила меня Елена Викторовна. — Недавно я отправила письмо в главное управление в Москву. Если будет положительный ответ, Евсеевы смогут получить гражданство в течение трех месяцев по упрощенному варианту. Правда, иногда такие письма приходится ждать по году. И все же мы не теряем надежду.
Пока не отчаивается и Павел Евсеев. Он мечтает, чтобы закончилась эта бумажная волокита. Парень хочет нормально жить и работать, иметь собственный дом, большое хозяйство.
— Техникум — это последняя ниточка, связывающая его с нормальной жизнью, — убеждена мастер Лариса Сергеева. — А дальше… бездна, неизвестность. Только бы он не опустил руки…
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.
Сосновский район.
От редакции
Удивительно: столько хороших специалистов района пытаются помочь обездоленной семье на протяжении долгих лет, и все безрезультатно. Редакция попросила подключиться к делу депутата Государственной Думы Ольгу Носкову.
Конечно, враз проблема не решится. Редакция передала Павлу немного денег. Мы призываем читателей помочь бабушке и внуку Евсеевым: понятно, что жить на субботнюю милостыню невозможно. Давайте вскладчину выплачивать Любови Федоровне ежемесячно хотя бы минимальную пенсию, а может быть, кто-то из предпринимателей готов поделиться продуктами. Звоните, вместе решим, как это передать в Бараново.
Телефон 468-57-45.
{jcomments on}