Весна в городе
Красочные, сочные, передающие романтичное ощущение богатства мира картины, дивные образы цветущего Крыма и средней полосы России сменяются темными, даже мрачными, сюжетами…Творчество Олега Бордея редко нравится кому-то с первого взгляда. Он и сам, по воспоминаниям современников, не принимал скорых и бурных восторгов по поводу своих творений. В его картины необходимо вглядеться. Понять, про что они. Почувствовать цвет.
Познакомиться с творчеством нижегородского художника теперь могут все желающие. Выставка его работ открылась в Нижегородском государственном художественном музее. Новое поколение зрителей получило уникальную возможность увидеть более восьмидесяти живописных и графических произведений Олега Григорьевича Бордея разных лет. Это позволило составить представление о наследии художника, личность и творчество которого в 1970-1990‑х годах оказали влияние на мировоззрение многих авторов, коллекционеров, знатоков искусства.
На открытии выставки, приуроченной к 100-летнему юбилею автора, присутствовали те, кто знаком с творчеством Олега Бордея, а порой и дружил с ним лично. Художника вспоминали не только как непревзойденного мастера живописи, но и как душевного, отзывчивого человека, всегда готового помочь советом и делом.
Алексей Кузнецов – коллекционер и большой ценитель творчества мастера. Идея организации выставки принадлежала именно ему.
– С творчеством Олега Григорьевича Бордея я познакомился более 20 лет назад, — вспоминает Алексей Прокофьевич. – На тот момент я уже начал собирать картины художников разных направлений. Ранняя работа Бордея «Набережная Волги» поразила глубоким пониманием цвета. Позднее познакомился с семьей художника, и интерес к его творчеству дополнил интерес к его неординарной личности, о которой рассказывали наследники. Сейчас у меня много произведений совершенно разных художников, но коллекцию живописных и графических работ Олега Бордея я, безусловно, считаю жемчужиной своего собрания. Рад, что у Нижегородского художественного музея нашлась возможность организовать юбилейную выставку этого уникального мастера.
Коллекция Алексея Кузнецова стала дополнением к тем работам, которые хранились в фондах Нижегородского художественного музея. Искусствовед и куратор выставки Наталья Соколова рассказывает:
— Организовать все то, что вы видите сейчас, было очень непросто. Подготовка длилась более двух месяцев. Все это время работы художника привозили в музей, реставрировали. Нужно отдать должное коллекционерам: все они охотно откликнулись. Доброе, даже восторженное отношение к Бордею нижегородской интеллигенции способствовало формированию в городе не только прекрасных частных коллекций его работ, но и постоянному пополнению НГХМ его произведениями.
Родился Олег Бордей в Москве в семье врача‑хирурга. Во время Гражданской войны отец работал в армейском госпитале, который перевели в Арзамас, где семья и обосновалась на долгое время. Олег Григорьевич поступил в политехнический институт, но через два года стал студентом художественного училища. Во время войны училище было закрыто, и окончить его Бордею удалось лишь в 1947 году. После войны он работал декоратором в театре. Признавался, что в то время заниматься свободным творчеством приходилось урывками. Основной темой его картин становился Нижний Новгород, тогда еще город Горький. Чаще всего он изображал город в вечернее время, стараясь передать его тайну, загадку. В то время были написаны такие картины, как «Весна в городе», «Набережная Волги». Лишь к сорока годам, впервые попав на Творческую дачу в Гурзуфе в 1959 году, Бордей решает посвятить себя живописи.
«В Крыму, — писал когда-то сам художник, — я увидел невыдуманный цвет. Все чисто, нарядно, звонко, активно по звучанию».
В это время были созданы его лучшие произведения: «Голубые горы», «Сказки нашего города», «Крым», «Мост строится», «Лестница» и др. С тех пор природа Крыма стала основным лейтмотивом его произведений. На протяжении многих лет живописец, приезжая в Гурзуф, создавал свои лучшие работы.
Художник Владимир Иванович Рекин познакомился с Олегом Григорьевичем в мае 1964 года именно в Гурзуфе, в Доме творчества имени Константина Коровина. В своих воспоминаниях о Бордее он пишет следующее: «В своей жизни я мало встречал таких художественно цельных личностей, как Олег Григорьевич Бордей. Он был человеком среднего роста, немного грузной комплекции, тогда еще с рыжими волосами, имел очень наблюдательный глубокий взгляд и редкий дар внимательно слушать людей. Речь его была немногословной, он никогда не перебивал собеседника и обладал всеми качествами интеллигентного воспитанного человека. Из классического наследия Бордей очень любил французов и наших художников 1920‑х годов, в частности живописцев «Бубнового валета», среди которых особенно выделял П. П. Кончаловского. Любил в живописи фактуру, пятно, ритм. Иногда мне приходилось наблюдать, как он на холсте замешивал пятно, и только через какое-то время начинало что-то вырисовываться. У него форма порождала образ. Будучи знатоком истории искусства, Бордей умел просто объяснить словами достоинства и недостатки какого-либо холста, объяснить такое сокровенное, на понимание которого иногда могли уйти годы».
По словам Владимира Рекина, Олег Бордей вел скромный образ жизни, избегал веселых компаний, неохотно ходил на разные банкеты и собрания. Достаточно много курил и пил чай. С художниками общался мало, разве что с соседями по мастерской. Он имел свой круг почитателей, среди которых врачи, профессора, артисты, музыканты. И на склоне жизни он сохранял энергию, стареть ему было некогда. Хотя темы его произведений изменились. Об этом говорит и искусствовед Лариса Помыткина, посвятившая исследованию творчества О. Бордея несколько лет жизни:
— В поздние годы художник все больше любил оставаться один. Палитра густеет, цвет становится плотным и преобладает темная, даже трагическая тональность. В картинах находит воплощение приходящая с годами мудрость. Все чаще героем произведений становится он сам. Автопортреты занимают значительную часть его наследия. Он – Дон Кихот в «Одиночестве», его сжигают на костре в «Легенде», он несет бремя героя в «Ожидании» и в «Утрате».
У Олега Бордея было много учеников и последователей. Произведения живописца со временем стали настоящей классикой нижегородского искусства.
Выставка продолжит работу до 30 мая.
Лидия КОСТРОВА.