23.05.2016

Поди, топор, наколи дров

Представляем вашему вниманию очередной материал под рубрикой «Первая четверть». Она посвящена 25-летию фермерского движения в России. В предыдущих выпусках мы рассказывали, в частности, о фермерах первой и даже «нулевой» волны. Сегодняшняя публикация  о начинающих.

В селе Соломаты в двухэтажном доме, напоминающем о былой состоятельности колхоза «Согласие», который развалился, не выдержав экономических трудностей, живет семья Ярымовых, вступившая в этом году в фермерское сообщество.

На земле они трудятся на себя не первый год, просто перспектива получить грант на расширение подворья, обрисованная районным сельхозуправлением, показалась им заманчивой, и они решили поменять юридический статус. Создав свое КФХ, Ярымовы успели ощутить, что это придало им определенный вес при разговоре с различными контролирующими органами и кредитными организациями.

— Крестьянский труд для меня не нов, я с ним знаком с детства, — признался глава КФХ Геннадий Анатольевич. — Родители держали большое подворье. Сам я работал в колхозе механизатором. Отсюда был призван в вооруженные силы. Помню, в мае на следующий же день после приезда из армии вышел в поле — в разгар посевной попал…

Геннадий Ярымов в колхозе «Согласие» трудился до его окончательного краха. Однако, женившись, нужно было думать, как прокормить семью. Тем более к тому времени родились две дочери. Кстати, личное подсобное хозяйство появились у супругов на второй год совместной жизни. Решили развивать его дальше. На тот момент у них были корова, телята, свиньи и куры. Имеющиеся полгектара засевали многолетними травами, зерновыми и картофелем. К 2008 году назрела необходимость увеличивать объемы. На дворе появились три коровы, выросло поголовье свиней. Геннадий Анатольевич выделил свои паи колхозной земли под пашню — кормов стало требоваться больше.

— Круг моих обязанностей в хозяйстве широк, — говорит жена и верный помощник Галина Викторовна. — Коров дою, ухаживаю за скотиной, занимаюсь переработкой молока. Даже в роли пастуха порой быть приходится. Я тоже родилась на селе, поэтому продолжаю дело своих родителей. Несмотря на то, что тринадцать лет была соцработником, никогда не расставалась с крестьянским трудом. А сейчас это моя основная и единственная сфера деятельности…

Фермеры пришли к выводу, что, имея собственную линию переработки, можно увеличить прибыльность предприятия, начали производить творог, масло и сметану.

Продукцию Ярымовых с охотой берет местное население. И вот когда производственные мощности вышли на хороший уровень, стали торговать и в городе.

Большое содействие в становлении КФХ оказал лично начальник районного сельхозуправления Сергей Овечкин. Именно он надоумил Ярымовых организовать фермерское хозяйство и идти на грант. Главный агроном управления Виктор Зеленин тоже не забывает о подопечных, и его опыт в области растениеводства служит хорошим подспорьем.

— Так совпало, что в один и тот же год я стал и фермером, и дедом, — смеется Геннадий Анатольевич. — Надеюсь, что внук продолжит мои начинания. Хотя и сейчас помощники есть. Несмотря на то, что обе дочери, Анастасия и Евгения, живут в Чкаловске, стараются почаще приезжать, знают, что родителям непросто поднимать хозяйство. Они с детства приучены к нелегкому крестьянскому труду и, думаю, передадут любовь к нему и своим детям.

Полученный грант Ярымовы планируют потратить на реконструкцию дворов, так как для животных стало не хватать помещений. Это позволит увеличить поголовье КРС. Будет где и молодняк на откорм разместить.

Когда мы приехали в Соломаты, посевную на 28 имеющихся гектарах, часть которых арендуется, фермеры практически закончили, и лишь дождливая погода помешала сделать мощный заключительный аккорд. С другой стороны, появилась возможность и другими делами по хозяйству заняться. У крестьянина с его укладом жизни, рассчитанным до мелочей на весь год, плохая погода не может быть поводом для того, чтобы лежать на печи и ничего не делать.

Стратегия нынешней посевной отражает планы развития животноводства, то есть ориентирована на выращивание кормовых культур. Геннадий Ярымов рассчитывает на хорошую урожайность, что позволит продать излишки. Вокруг достаточно много необрабатываемой земли, поэтому есть куда расширяться. По расчетам фермеров, в перспективе им может потребоваться до 60 гектаров.

Активная работа в полях, конечно, требует достаточно широкого парка сельскохозяйственных машин. Надо сказать, что техника — настоящая страсть Геннадия Анатольевича, поэтому каждый имеющийся агрегат прошел через его умелые руки. Сейчас он собирает второй трактор. Его предшественник был приобретен в кредит через банк. Общаться с кредитными учреждениями помогает все тот же Сергей Овечкин. Впрочем, фермеры уже успели заслужить репутацию добросовестных заемщиков и заручиться доверием у банкиров. Зерновой комбайн когда-то тоже был куплен в счет кредита.

Весь объем работ Ярымовым пока удается производить своими силами. Но в дальнейшем нужны будут дополнительные рабочие руки. Сложность в том, что в округе такой класс, как крестьяне, практически выродился. Молодежь разъехалась в поисках лучшей жизни, а у стариков силы уже не те. Те же, кому возраст позволяет, зачастую ищут работу полегче. Еще нюанс в том, что занятость в КФХ подразумевает сезонный характер. Людям же в основном нужно постоянное трудоустройство.

Так что отыскать толкового механизатора — а именно они по­требуются — это серьезный кадровый вопрос.

О трудностях Геннадий Анатольевич распространяться не любит, считает, что всегда можно найти выход, было бы желание. Вот пример. Газа в Соломатах до сих пор нет, поэтому заготовка дров утомительным бременем лежит на плечах местных жителей. Геннадий Ярымов в Интернете подглядел занятную самоделку — механизм, приводимый в действие двигателем от обычного мотоблока. С его помощью любое, даже сучковатое, полено в секунды легко разлетается на части.

Весь его двор заставлен какими-то агрегатами, которые фермер приобретает практически по цене металлолома у близлежащих развалившихся сельхозпредприятий, ездит за ними сам, как на охоту. Особенно много привез из соседней Ивановской области. После в руках местного Кулибина эта техника обретает вторую жизнь, чтобы помогать в поле и по хозяйству. Вот, скажем, недавно привез финскую ножевую борону, которая в нашей области почему-то редко используется. А ведь для закрытия влаги лучше орудия не найти.

— Надо мной люди посмеиваются, говорят: «Ты железный маньяк», — шутит Геннадий Анатольевич. — Но в нашем деле, действительно, могут преуспеть только по-настоящему одержимые.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Чкаловский округ.