Posted in Семья
28.04.2016

Дешевый градус

Поминаючи уху

9 часов. Напротив магазина в Белозерихе кучкуются четверо мужчин. «Как в селе дела с употреблением внутрь горячительного?» — спрашиваю. «Хорошо! — отвечают, засмеявшись. — Не зря же мы тут стоим!» Далее следуют откровения, смысл которых выражает старая пословица: «Пей перед ухою, во время ухи, после ухи и поминаючи уху».

Позже выясняется, что двое из них пропивают свои пенсии, а другие двое — зарплату, получаемую у фермеров. Единоличники занимаются здесь преимущественно выращиванием картофеля и привлекают помощников на «весенку», уборочную, засыпку клубней в хранилища, их переборку, отгрузку покупателям. Местных не хватает, приглашают людей из Лыскова, Чувашии. Но и местные, и «гастарбайтеры» нередко предаются пьяным загулам, а работушка и на ум не идет.

— Бывает, пять дней трудятся, а пять — пьянствуют, — сетует фермер Владимир Смоленов. — Пропьют деньги, очухаются, опять приходят. И картина повторяется. Мы с такой подмогой замучились.

— Недавно заплатил за погрузку клубней одному работнику 400 рублей. Потом узнал: пришел он в магазин, нацелился на пол-литра водки. А товарищ советует: бери больше, чтобы потом не искать. Тот купил литровую бутылку за 360 рублей. На закуску осталось 40, — повествует фермер Александр Калишанин.

На 40 рублей и банки консервов не купишь, так что с «ухой» у собутыльников проблемы. Зачастую они пьют, ее «поминаючи». Но им-то до этого как до пустой бутылки, было бы налито в стаканы.

Эра «фанфуриков»

Однако постоянно приобретать водку мужикам не по карману. Суррогатного же пойла их практически лишили: в селе закрыли последний шинок. Но на смену бодяжной эре пришла эра «фанфуриков». Так в Белозерихе называют 100-граммовые флаконы настойки перчика, боярышника, а еще — «Трояр», дешевый одеколон и другие спиртсодержащие косметические средства, пользующиеся у части сельчан большим спросом. Перчик и боярышник раньше продавались только в аптеках. Позже они появились и в магазинах — и городских, и сельских. Белозериха не исключение. В магазинах, по свидетельству сельчан, бывают в продаже разные «фанфурики», а если их нет, белозерихинцы ездят за ними в райцентр. А они из косметических средств порой превращаются в смертоносные.

…Алексей Ф. жил в Белозерихе с сожительницей, иногда подрабатывал у фермеров, как и его друг Сергей. В начале февраля друзья выпили на двоих восемь «фанфуриков», как сообщил Сергей автору этих строк. Вскоре Алексей почувствовал себя очень плохо, а спустя некоторое время умер.

— Мы пили боярышник, — уверяет оставшийся в живых. — У Алексея было не совсем здоровое сердце. Я выдержал, а он — нет. Жалко Лешку — добрый был.

Не знаю, какое сердце было на самом деле у Алексея, но экспертиза показала, что умер он не «от сердца», а от смертельной дозы этилового спирта.

— Может, кроме боярышника, еще что-то пили? — спрашиваю у Сергея.

— Нет, только его, — отвечает.

Называет и магазин, где купили все восемь пузырьков. Однако продавцы отрицают факт продажи боярышника в тот день. К тому же, если они и лгут, правил торговли не нарушали. Но умер молодой мужчина, для его матери это был страшный удар.

Когда этот материал был подготовлен к печати, в Лыскове от употребления большого количества содержимого 100-граммовых пузырьков умер еще один молодой мужчина.

Спиртное под запись

Алкоголь и трагедии — близнецы-братья. В Белозерихе вспоминают, как сын по пьянке зарезал отца, муж убил жену, злодеи лишили жизни хозяйку шинка, когда забрались к ней искать деньги и спиртное… Сожительница Алексея после его смерти то ли с горя, то ли по привычке запила и оказалась в реанимации. А ведь она тоже молодая.

Пожилые не отстают. Великовозрастный сын моей давней знакомой, которой идет девятый десяток лет, пропивает подчистую всю свою пенсию, живет за счет матери. Та слезно просит продавцов магазинов не отпускать ему алкоголь, грозит жалобами, но тот так и пьет… непонятно что.

— Мы уже два месяца ее сыну никакого спиртного не продаем! — заверяет продавец одного из магазинов. — Вот, почитайте список должников, там его фамилии нет и в помине.

Что же это за список? Продавцы магазина иногда дают покупателям товар в долг. Нарушение ли это? Не знаю. По-человечески осудить продавцов не поднимается рука: если сейчас сельчанам не давать продукты в долг, иные без куска хлеба насидятся. Но я спросила продавца, отпускается ли под запись водка. Она ответила: «Отпускаются все продукты». Стало быть, и те, что призывно выстроились прозрачно-стеклянными рядами на витрине.

Хоть пей, хоть лей

Ну да мы — о вреде фермерам со стороны запьянцовских наемных работников. Александр Калишанин — депутат земского собрания. Обращался в сельскую, районную администрации по поводу главной сельской беды. Были выездная проверка, беседы с руководством работников прилавка. Заместитель главы Красноосельской администрации Татьяна Будылина поведала, что накануне «весенок» и уборочных в адрес райпо и владелицы другого магазина в Белозерихе администрация пишет письма, в которых просит приостановить на время торговлю спиртсодержащими косметическими средствами. И райпо, и предпринимательница эти просьбы выполняют. Но, кроме весны и осени, есть еще зима и лето! А не привозить совсем, хотя бы перчик с боярышником, нет оснований. Антиалкогольное законодательство время от времени меняется, но ничего не меняется в отношении 25-рублевых «фанфуриков» на прилавках.

Не завезли их в магазины — идите, люди, в аптеки. Сейчас в них, правда, перчика и боярышника не увидишь, по крайней мере, в Лыскове, зато появились 70- и 95-градусные лосьоны. Флакон — 100 граммов. Если разбавить водой, получается четверка водки. По цене 25 рублей! Вспоминается еще одна старая, но не устаревшая пословица: «На Волге вино — по три деньги ведро: хоть пей, хоть лей, хоть окачивайся». У аптек, в которых продаются популярные у любителей спиртного лосьоны, уже к 8 часам собираются покупатели с помятыми лицами, и «движение» их идет целый день. А аптекам идет доход.

Без стажа

«Если бы люди хотели работать, так работали бы, а не пили. Пытались бы избавиться от алкогольной зависимости. Зачем кого-то винить в их грехе и беде? Спрос рождает предложение!» — воскликнет кто-то из читателей. Кто бы спорил… Однажды, как рассказал Калишанин, в горячую пору в магазинах «фанфуриков» не было, так в село приехали цыгане с перчиком. От них рабочих кто-то тащил чуть ли не волоком. Он же поведал, что недавно к нему пришли двое наемных работников и попросили дать денег на кодирование: благодаря дешевым градусам они стали превращаться в горьких пьяниц. Но это был единственный случай за несколько лет. При доступности такого алкоголя ничего не изменится в жизни и сознании львиной доли его употребляющих.

Разговаривая с белозерихинцами, довелось, однако, услышать и такое: «А не стоит ли фермерам и на себя оборотиться? Что сделали они сами, чтобы у их работников был стимул к достойной и трезвой жизни, хорошим заработкам?»

Я задала нелицеприятный вопрос одному из фермеров:

— Неужели не жалко людей, которые после 60 лет, имея мизерный стаж, будут получать крошечную пенсию?

— А разве они доживут до старости? — был ответ.

Галина ТЮЛИНА.

Лысковский район.

 

Тем временем

 

Законодательное Собрание проводит мониторинг выполнения законодательства о регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта и емкостей со спиртсодержащей продукцией на территории Нижегородской области, запрашивает информацию и предложения с мест. Депутаты земского собрания Лысковского района отправили свои предложения, одно из которых такое. Надо ввести запрет на реализацию спиртсодержащей продукции, относящейся к парфюмерно-косметическим средствам, в предприятиях торговли со смешанным ассортиментом товаров (магазинах типа «Товары повседневного спроса» или «Продукты» с наличием в групповом ассортименте бытовой химии) и разрешить реализацию парфюмерно-косметических средств только в непродовольственных специализированных магазинах. Потому что ситуация с «фанфуриками» дошла уже до точки.