Posted in Семья
18.04.2016

До счастья — всего тысяча метров

Горячий прием

— Для чего вы нас собрали? — решительно заявила молодая женщина. — Собрать с нас дополнительные деньги? У нас денег нет. Опять пронадеемся, прождем… И так уже сколько ждали!

— Обидно будет, если деньги наши пропадут, — вступила в разговор староста деревни Татьяна Храмова. — Мы и так с таким трудом собирали, люди последнее отдавали. Самое страшное, если они веру потеряют в то, что к нам, в Беляево, придет, наконец, природный газ.

Эти и другие упреки пришлось выслушать руководителю рабочей группы «Честная, эффективная экономика» Нижегородского отделения Общероссийского народного фронта Игорю Гордееву, который ни в малейшей степени не виноват в создавшейся ситуации. Но не об этом повел он разговор с обступившими его жителями деревни.

— Мы для того и приехали, чтобы услышать вас и сказать, что вы не брошены, не забыты, что этим вопросом мы будем заниматься, — постарался он успокоить близких к отчаянию сельчан. — То, что с финансированием сложно, общеизвестно. Но то, что вашу проблему надо решать, не подлежит сомнению. И мы будем ее решать, все варианты рассмотрим по максимуму…

С кем из ветеранов или более молодых жителей деревни Беляево ни поговоришь, почти каждый трудился или трудится в колхозе «Мир» (ныне — АО «Агроплемкомбинат «Мир»). Тяжело им каждый год заниматься заготовкой дров: привезти, найти мужичка, лучше с пилой «Дружба», расколоть, уложить. Все это влетает в копеечку. А потом целых полгода — нелегкие хлопоты по отоплению дома, готовке пищи…

У дома 81-летней жительницы деревни Екатерины Ивановны Розиной впечатляющая гора бревен. Говорит, дети приедут, помогут.

Вопрос повисает
в воздухе

Предшествовавшее встрече с жителями деревни обсуждение данной проблемы в Гавриловской сельской администрации началось на весьма высокой ноте.

— Президент России Владимир Владимирович Путин дал установку, чтобы газифицировать даже самые отдаленные населенные пункты, а у нас деревня Беляево находится буквально в одном километре от административного центра, Гавриловки, где газ уже есть, — заявила глава сельской администрации Ирина Соловьева. — Жители деревни вышли с инициативой о проведении газопровода в феврале 2014 года. Вместе с районной администрацией мы дали добро на сбор денег для подготовки проектно-сметной документации. Смета, согласования плюс экспертиза — все обошлось в сумму чуть больше одного миллиона рублей, а каждому из домовых хозяйств, пожелавших принять долевое участие, — более чем в 31 тысячу рублей.

По словам главы сельской администрации, была у нее и у районной власти уверенность, что строительство газопровода в деревню Беляево будет включено в программу по линии областного министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. То ли промашка в подобных расчетах вышла, то ли кризис помешал, но дальше дело застопорилось.

— После того как проект прошел экспертизу, мы представили в 2015 году все необходимые документы в министерства экономики и сельского хозяйства, — рассказывает заведующий отделом капитального строительства администрации Ковернинского района Юрий Сорокин. — Было несколько встреч с министром минсельхозпрода и другими ответственными работниками министерства. Последняя встреча состоялась буквально несколько недель назад, было сказано, что программа уже сформирована, в стране непростая экономическая ситуация. Пообещали: если при реализации других объектов останутся какие-то средства, они будут направлены на строительство газопровода в деревню Беляево.

Итак, вопрос, что называется, повис в воздухе. Такая ситуация никак не устраивает ни местную власть, ни тем более жителей деревни, которые уже обращались во все высокие инстанции, в том числе в Народный фронт.

— Как бы не получилось так, что «сгорят» собранные людьми деньги, за жителей обидно будет, — беспокоится глава сельской администрации.

Что касается сельчан, они с этой тревожной мыслью ложатся и с нею встают.

— Деревня-то перспективная, расположение удобное, практически у трассы, — вступает в разговор глава местного самоуправления Гавриловского сельсовета Сергей Кайнов, он же заместитель генерального директора агроплемкомбината «Мир».

О заинтересованности мест­ной власти в газификации деревни говорит такой факт: еще в прошлом году в районном бюджете были заложены необходимые средства на софинансирование данного проекта, как положено по закону. И хотя они не пригодились, предусмотрены данные средства и в бюджете 2016 года. То есть, если в какой-то момент наверху будет принято решение о финансировании газопровода в Беляево, районной власти не придется лихорадочно изыскивать деньги на свою долю софинансирования.

— На сегодняшний день, насколько я знаю, в минсельхозпроде эти программы действительно очень урезаны, — говорит представитель Народного фронта Игорь Гордеев. — Должно быть федеральное финансирование, но на данный момент деньги приходят только на часть программ, в которые включена и газификация села. Наше министерство пытается добиться в Москве возможности перераспределения денег внутри тех лимитов, которые определены, но пока эта работа идет очень сложно, не всегда находим понимание.

— Жители деревни ни в чем не виноваты, — подчеркивает Игорь Леонидович. — Странно, что строительство газопровода не попало в программу 2015 года, тогда все-таки какие-то средства были. Людей нельзя оставить без поддержки. Мы будем писать обращения, возьмем это дело на контроль и будем доводить до логического завершения.

Еще одна проблема

Представителей Народного фронта интересовала еще одна острая проблема — строительства жилья для работников сельского хозяйства.

Еще несколько лет назад существовало несколько программ, по которым механизатор, доярка или агроном могли на льготных условиях построить или купить дом. А как сейчас?

— На сегодняшний день работники нашего хозяйства не могут воспользоваться никакой льготной программой, — озабоченно констатирует заместитель генерального директора агроплемкомбината «Мир» Сергей Кайнов. — Это проблема всего района, да и всюду, наверное, такая ситуация сложилась. В прежние годы у нас в хозяйстве немало домов было построено по льготной программе «30 на 70», когда работник вносил 30 процентов стоимости, остальные средства — бюджетные. Эта программа есть и сейчас, но она фактически не работает, так как финансирования на эти цели из бюджета нет. Вот у нас несколько работников хозяйства подали в прошлом году заявления на имя главы администрации района на включение в эту программу. Так эти заявления до сих пор лежат без движения.

— Да, люди подают необходимые документы, — подтверждает представитель районной администрации Юрий Сорокин. — На комиссии рассматривается возможность включения в ту или иную программу. Но финансирования со стороны государства нет.

Действительно, фермы, современные комплексы строим, а работать-то кто будет, если большинству работников АПК в одиночку, без помощи государства, дом не поднять.

Алексей Казаков по целевому направлению агроплемкомбината «Мир» выучился в НГСХА на инженера‑механика и по окончании стал работать в этом хозяйстве. И карьера успешно складывалась, и вот уже двое детей в семье подрастают. И в деревне нравится жить. Но, без пользы походив по инстанциям в надежде построить дом по льготной программе, вынужден был приобрести жилье по ипотеке в областном центре.

Вот так теряются ценные кадры на селе.

Активисты Народного фронта наверняка возьмут и этот вопрос на контроль.

Николай РЯЗАНОВ.

Ковернинский район.