Posted in Благовест
14.03.2016

От газетных страниц до экрана

Почему вдруг в газете назрела такая необходимость? Не будем забывать, что этот, 2016 год, объявлен Годом кино. Мы не могли не использовать такую возможность. О кино и киноартистах мы рассказывали вам и прежде, но в этот раз рассказы будут особые. Известно ли вам, что в Горьком и Горьковской области было снято более 60 фильмов? Нашу землю можно назвать очень кинематографичной. Вот мы и решили вспомнить об этих фильмах.О том, как снимался фильм «Возвращение Василия Бортникова», мы писали. Его снимали в двух местах: в окрестностях Семенова и в Урене. О семеновском периоде съемок хорошо известно, а вот об уренском до сих пор ничего. Этот пробел и восполним.

Край суровый,
лесной…

Для города Уреня до сих пор памятен 1952 год, когда нагрянула киноэкспедиция студии «Мосфильм». Предводителем «нашествия» был режиссер Всеволод Пудовкин. Это он задумал снять здесь фильм «Возвращение Василия Бортникова». Как сейчас говорят, актерский состав фильма был «звездным». Главные роли исполняли Сергей Лукьянов, хорошо известный по фильму «Кубанские казаки», и менее известная актриса Наталья Медведева, которая станет популярной после выхода фильма.

А дальше список «звезд» продолжат Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Всеволод Санаев…

Актерами стали и местные жители, они снимались в массовых сценах, которых в фильме было много. Так что первые показы фильма в Урене были шумными — артисты массовки узнавали себя и не могли скрыть эмоций.

Фильм «Возвращение Василия Бортникова» был почти документальным. В основу сценария был взят роман писательницы Галины Николаевой «Жатва». В свою очередь роман родился на основе очерков, которые были привезены журналистом Горьковской областной газеты Галиной Николаевой из командировки в Уренский район. До сих пор эти очерки можно отыскать в старых газетах, есть там и точный адрес поездки корреспондента: «колхоз «Трактор», ныне это ОАО имени Абрамова.

В 1950‑е годы писательница «открыла» для широкого круга читателей наш суровый северный край с его великолепной природой, завораживающей своей красотой, с искренними и трудолюбивыми людьми.

По душе пришелся районный город Урень, его жители и знаменитому в ту пору режиссеру Всеволоду Пудовкину, лауреату трех Сталинских премий за фильмы «Минин и Пожарский», «Адмирал Нахимов» и «Жуковский».

В своих воспоминаниях он писал:

«Горьковский край суровый, лесной. Почвы тяжелые: песок и суглинок. Снежная долгая зима и короткое лето. Селенье Урень раскинулось на возвышенности. Тут же, за домами обрыв уходит вниз к широкой равнине с рекой и лесом на горизонте. Весной равнина сильно заливается водой. Это Волжский откос в миниатюре. Нравится мне здесь. Какое чудесное место!».

А вот с каким восторгом знаменитый режиссер писал об обычной, привычной всем нам русской бане:

«Вчера на радостях мылся в бане. В настоящей, деревенской. В бане жарко невероятно. Один из актеров решил за мной поухаживать и попарил меня веником. Настоящим, чудесно пахнущим березовым веником. Хлестал всерьез до малинового цвета. Ух, как было здорово! После я был слабым, как новорожденный щенок, зато потом, на другое утро, самочувствие ангельское».

Пекли блины
и душевно разговаривали

Во время съемок столичным знаменитостям пришлось сполна хлебнуть крестьянской жизни. Особенно Наталье Медведевой — исполнительнице роли Авдотьи, жены Василия Бортникова. Актрисе пришлось учиться доить коров, полоскать белье на речке и даже лузгать семечки, сидя на бревнах.

Многие старожилы нашего города помнят моменты съемок.

Недавно мы встретились с Татьяной Михайловной Барышевой, одной из внучек председателя колхоза «Трактор» Василия Михайловича Бушаева, который стал прототипом главного героя фильма — Василия Бортникова.

Живет она далеко, в Сыктывкаре, и в Урене бывает редко. Но пообещала поделиться с нами своими детскими воспоминаниями о том времени, а заодно и рассказать о своем колоритном дедушке.

В год съемок фильма Татьяна Михайловна была совсем маленькой, но кое-что хорошо запомнила. Вот что написала она в письме:

«Помню о том времени немного. Мы жили в большом доме с садом. Некоторые артисты во время съемок квартировали у нас. Моя бабушка Антонина Евгеньевна была очень гостеприимным человеком. На большой террасе она часто устраивала вкусные обеды для артистов с задушевными разговорами. Овощей и фруктов со своего сада и огорода у нас было вдоволь. Было свое молоко и яйца. В саду на костерке бабушка пекла блины и варила разное варенье. Немного помню Инну Макарову, Нонну Мордюкову и Клару Лучко. Артистки с удовольствием уделяли нам, маленьким, внимание, играли с нами в свободное время.

Моей маме Маргарите Васильевне Киреевой (Бушаевой) в то время было 28 лет. Она подружилась с артистками, легко с ними общалась. А дедушка Василий Михайлович потом долго переписывался с Всеволодом Пудовкиным. На съемках в Урене был еще режиссер Хавкин. Он потом даже переписывался с моей мамой, но, к сожалению, письма не сохранились.

В 1966 году я закончила 11 классов и поступила в университет. Жили мы тогда около города Кстово. Летом этого же года в селе Безводном Кстовского района Андрей Кончалов­ский снимал фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Хавкин тоже был в составе съемочной группы. Он каким-то образом разыскал нас и приехал в гости. Они с мамой до позднего вечера сидели за чаем и вспоминали съемки фильма в Урене. Дедушки тогда уже не было в живых.

Художник-постановщик картины «Возвращение Василия Бортникова» Борис Чеботарёв написал натюрморт. Картина была большая, во время переезда ее перегнули, и она немного подпортилась. Пришлось мне ее реставрировать. Она до сих пор висит у меня в зале и напоминает наш уренский сад».

Герой —
прототип героя

В те годы колхоз «Трактор» имел свой самолет-кукурузник. И председатель Василий Михайлович часто летал на нем с Всеволодом Пудовкиным и артистами, чтобы выбрать место для натурных съемок. Однажды киногруппа предложила и маленькой Тане полететь с ними. Они долго уговаривали девочку, но она что-то закапризничала, отказалась, хотя лететь ей очень хотелось. Улетели без нее. А она осталась горько плакать в огороде среди грядок с морковью.

Дедушка Татьяны Михайловны и Всеволод Пудовкин на съемках почти постоянно были вместе. Нельзя сказать, что Василий Михайлович Бушаев стал полным прототипом героя фильма. Судьба у него была иная, да и годами он был постарше. Но Всеволод Пудовкин «позаимствовал» многие черты его характера и перенес в фильм.

Хочется немного рассказать о Василии Михайловиче Бушаеве. Как вспоминает его внучка, он был интеллигентным, порядочным человеком, глубоко знающим свое дело крупным специалистом по зерновым культурам. До революции он окончил двухгодичную школу земледелия, затем Казанское сельскохозяйственное училище и Московскую сельхозакадемию. Он принимал активное участие в становлении совхозов и колхозов Горьковской области. Поднял совхоз имени Прамнэка Большемурашкинского района, совхоз-гигант «Новый мир» в Арзамасском районе.

В 1938 году Василий Михайлович с семьей переехал в Урень, где в 1941 году ему предложили организовать элитно-семеноводческое хозяйство на базе разваливающегося колхоза «Трактор». Он с энтузиазмом взялся за это дело, и уже через некоторое время колхоз стал получать невиданные для северной, нечерноземной зоны рискованного земледелия урожаи. Даже на ВДНХ появилась экспозиция, посвященная колхозу «Трактор», где висел портрет В. М. Бушаева.

Со временем в знаменитый колхоз на практику стали приезжать студенты Горьковского сельхозинститута, профессора за консультациями. За свои заслуги В. М. Бушаев был включен в состав ученого совета института, был награжден орденом Ленина и «Золотой Звездой» Героя Социалистического Труда. Вот такой замечательный прототип был у главного героя фильма.

Премьера фильма «Возвращение Василия Бортникова», который является славной частью истории нашего края, состоялась весной 1953 года в Уренском Доме культуры.

Татьяна ПРУСАКОВА.

г. Урень.

Смотрим фильм

У всех, кто имеет дома Интернет, есть возможность смотреть старые фильмы. А что если поставить перед собой цель просмотреть все фильмы, снятые в нашей области? Но это мы так, для азарта…

Если надумаете, то начинайте с фильма «Возвращение Василия Бортникова». Конечно, по нынешним временам этот фильм может показаться наивным, но в 1953 году он стал одним из лидеров проката, обладателем премии «Золотой колос» и призером кинофестиваля в Венеции.

Фильм снят знаменитым советским кинооператором Сергеем Урусевским, который впоследствии снимал фильмы «Сорок первый» и «Летят журавли». Обратите внимание, как живописно сняты пейзажи. Сергей Павлович Урусевский был неплохим художником и к пейзажу имел слабость, это заметно во всех фильмах, над которыми он работал.

В фильме вы увидите много актеров, которые были популярны в 1950 — 1960‑е годы. Если вас кто-то из них заинтересует, то мы готовы вам о них рассказать.

Итак, смотрим фильм!

Подсказываем вам адреса Интернета, по которым вы его сможете найти: vk.com / zn_newspaper