Тетрадка как знак доверия
Почему сельхозпроизводителям трудно попасть в торговые сети? Для чего нужно создавать логистические центры? Почему растут цены на продукты? Как сегодня развивается потребительская кооперация? Об этом и не только беседуем с председателем правления Нижегородского облпотребсоюза Николаем Пырковым.
— Николай Иванович, уже год в Нижнем Новгороде работают ярмарки выходного дня, где нижегородские производители реализуют свою продукцию, а жители города могут приобрести местные товары. Представителей райпо всегда можно встретить на этих площадках. Как вы оцениваете пользу ярмарок?
— Областное правительство держит работу ярмарок выходного дня на особом контроле. По городу определены места, где производители могут напрямую встретиться с покупателями. Наши райпо приезжают на них каждые выходные. Например, у Шатковского райпо, где налажены своя переработка мяса, производство колбасных изделий из местного сырья, на ярмарках четыре постоянные торговые точки. Люди ждут эту продукцию, даже делают заказы. Зная спрос, цех в Шатках в течение нескольких дней нарабатывает продукцию, потом отправляет ее жителям областного центра. Для райпо это гарантированная выручка, возможность реализации в большом объеме, а значит, востребованность. А горожане на ярмарках могут приобрести натуральные продукты питания по приемлемым ценам.
— Не секрет, что сельхозпроизводителям трудно попасть со своей продукцией в торговые сети. Может ли здесь в чем-то помочь облпотребсоюз, который имеет торговые точки по всему региону?
— Сложность в том, что торговые сети предъявляют определенные требования к качеству продукции, ее упаковке, объемам поставок. Сельхозпроизводителям, особенно мелким, сложно им соответствовать. Поэтому должны создаваться крупные логистические центры, где бы сельхозпродукция собиралась, хранилась и проходила предторговую подготовку. Тут важна роль государства.
Что касается закупок с нашей стороны, сейчас потребкооперация приобретает у подворий ровно столько продукции, сколько может переработать на своих предприятиях, в общественном питании, продать в магазинах и во время выездной торговли. Прием сельхозпродукции от личных подсобных хозяйств — одна из важных функций кооперации.
— У облпотребсоюза есть свои логистические центры?
— У нашей сети магазинов большие складские помещения. Они используются как раз под закупку картофеля, других овощей. Оттуда продукция поступает в общепит, торговые точки.
Есть проект: на базе Большебакалдского консервного завода в Бутурлинском районе создать большое овощехранилище. Осенью население сдает на завод овощи, фрукты, ягоды. Сбыт есть, он стимулирует производство. Поэтому хотим сделать цех, где будет сортироваться продукция: что-то пойдет в переработку, что-то на продажу. Важно развивать безотходное производство. В этом проекте рассчитываем на поддержку регионального министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов.
— Как вы объясните рост потребительских цен даже на ту продукцию, которая не зависит от курса валют?
— Отечественное производство часто использует импортное сырье. Это с одной стороны. С другой — предприятия ощущают недостаток собственных средств. Кредитная нагрузка влияет на цену производимых товаров. Растут расходы на перевозку, энергоносители, велика и налоговая нагрузка на бизнес.
— Сейчас большое внимание уделяется импортозамещению. Какое место в этом вопросе должна занять кооперация?
— Мы работаем в этом направлении. Например, наши хлебозаводы, которые действуют во многих районах области, сейчас производят не только хлеб. По сути, они стали пищекомбинатами — делают кондитерские изделия, лимонады, другую продукцию. Открываем цеха по производству полуфабрикатов. Все это местная продукция, которая приходит на замену импортной.
Мы могли бы вести импортозамещение еще активнее, но финансовые возможности не всегда позволяют. Брать большие объемы кредитов на развитие производства довольно накладно.
— По каким еще направлениям развивается потребкооперация?
— Они традиционные: торговля, общественное питание, производство, заготовка сельхозпродукции, бытовые услуги. Меняются только требования. Например, производство ориентируем так, что на одном предприятии делаем продукцию, которую реализуем потом по всем районам. Это обеспечивает более полную загрузку тех или иных производств, а значит, эффективность их работы.
У облпотребсоюза 1500 магазинов по всей области, которые реализуют все группы товаров. Каждый пятый — магазин самообслуживания. Главная особенность наших торговых точек — на полках более 20 процентов продукция нашего собственного производства.
Не секрет, что многие сельские магазины убыточны. Мы продолжаем их поддерживать и будем сохранять до тех пор, пока это возможно. Ведь порой сельский магазин — единственная возможность для пожилых жителей приобрести жизненно важные товары и продукты, а кроме того, в деревне это еще и место встречи. Люди приходят сюда не только что-то купить, но и пообщаться. Такой своеобразный клуб получается.
Областное правительство ставит нам задачу — дойти до самых отдаленных деревень. Мы эту миссию стараемся выполнять. Содержим автолавки, которые два-три раза в неделю возят продукты в населенные пункты, где нет магазинов.
— Во Владивостоке в одной из торговых сетей решили выдавать кредитные карты на покупку продуктов. У нас не надо внедрить что-то подобное?
— А у нас это всегда было, только неофициально. Почти в каждом сельском магазине за прилавком лежит тетрадка, товары отпускаются под запись. Ведь бывает, что человек не рассчитал свои финансовые возможности, — продавцы выручают. Они знают своих покупателей, доверяют им, а люди доверяют нам.
Беседу вела
Анастасия СЕРГЕЕВА.