Posted in Семья
03.03.2016

Без усов, но с усами

Зачастую хозяйства считают проблемой появление на свет бычков. Их стремятся быстрее реализовать, чтобы не копить убытки. Откорм — дело невыгодное. А вот у фермера Александра Щипанова из Кстовского района такой проблемы нет. Как-то само собой повелось, что в стаде рождаются в основном телки. «К чему бы это?» — задается вопросом Александр Яковлевич. И, кажется, находит ответ.

Выбор сделан

Александр Щипанов — фермер «нулевой» волны. Почему «нулевой»? Объясняем. Массовое фермерское движение началось в начале 1990-х годов, когда появился закон на этот счет. Власть холила и лелеяла новый уклад, поддерживала выгодными кредитами. Фермеры того времени вошли в историю как первопроходцы. Щипанов же начал пробовать силы еще в конце 1980-х. Вот и получается, что его волна — «нулевая».

Сам из Новоликеева, землю получил у деревни Ветчак. Поначалу сеял гречиху «на бугре в три гектара». К Щипанову еще в донемцовские времена иностранцы заглядывали. Путешествовали по Волге до Астрахани, узнали о нем и сменили маршрут.

— У нас еще не было даже сарая в новых владениях, — вспоминает фермер. — Отвез гостей на рыбалку, угостил ухой. Без гармони не обошлось — люблю под настроение. Хорошо пообщались, японский дух!

Свобода будит творчество. Тогда Александр Щипанов сформулировал девиз для своего крестьянско-фермерского хозяйства: «Никому не мешать, но быть нужным».

С женой
не поспоришь

Словно сама жизнь подсказывала ему, что делать. Два раза по телевизору попался сюжет о семье фермеров из Финляндии. Они до седин держали хозяйство, потом перебрались в город. Да только не смогли там долго. Вернулись назад, к привычному труду.

— Понравились мне эти люди, — рассказывает Александр Яковлевич. — Посмотрел на них и утвердился в мысли, что выбрал правильный путь. А еще понравилась ферма у них, загорелся построить что-то подобное…

Знакомые помогли раздобыть похожий проект на три десятка голов КРС. Щипанов развернул в чистом поле стройку. Конечно, привлекал наемных работников, но всю начинку делал сам. К месту оказался прежний опыт. Работал когда-то инженером-электриком, специалистом по трудоемким процессам в совхозе «Новоликеевский». Занимался автоматикой в одной из монтажных организаций.

В середине 1990-х годов о холодильных емкостях для молока на большинстве ферм только мечтали. А Щипанов на своей установил. Соорудил два танка на 250 и 300 литров. До сих пор служат.

Сделал и молокопровод, но позднее законсервировал. В хозяйстве используется обычный доильный аппарат.

— Почему отказался от молокопровода? — отвечает на наш вопрос Александр Щипанов. — Мы с женой не могли отделаться от ощущения, что у молока появляется посторонний привкус. Уж и промывали тщательно трубки, а все равно. Супруга Надежда Александровна насчет этого о-го-го какая дотошная. Ей надо, чтобы продукт был чистый. Она перед дойкой моет вымя у коров целиком. Время затрачивает и моющие средства, но приходится с ней соглашаться. А сама меня до сих пор чихвостит, что втянул в фермерство!

Нечасто пользовался Александр Яковлевич государственной поддержкой. Разве что электричество и газ подвели ему с бюджетной помощью. Но вот сейчас прослышал о новой программе строительства подъездных путей к фермам и площадок вокруг. Хочет воспользоваться. Опять же ради того, чтобы лишняя грязь с улицы не попадала на двор.

Дорогу к владениям он осилил сам, а вот на площадку с твердым покрытием пока не накопил. Поддержка пришлась бы очень кстати.

Это знак

Начало животноводству у Щипанова положил черно-пестрый скот.

— Собирал его со всего света, — говорит. — И привез, честно говоря, сброд. Пришлось потихоньку выправлять. А с 2004 года начал покрывать черно-пестрых коров швицами. Теперь стадо у нас швицкое. Молоко вроде как повкуснее. Да и порода более неприхотлива к условиям содержания, климату. Устойчива к болезням. Сделают ветеринары необходимые прививки — и достаточно. А если хворь какая все же приключится, медикаменты не используем, лечим народными средствами…

— Это какими? — интересуемся.

— Самогоном с растительным маслом, египетская сила!

-?!

— Очень эффективно. Падежа практически нет.

В крестьянско-фермерском хозяйстве рождаются преимущественно телки, а не бычки. Щипанов долго думал, к чему бы такое явление. И начал приходить к выводу, что жизнь подает очередной знак. Возможно, пора увеличивать поголовье.

Сейчас дойное стадо насчитывает 27 буренок. Александр Яковлевич полагает, что можно довести до 50. Почему бы нет, раз спрос на молоко имеется.

В течение 20 лет фермер работал с компанией, которая поставляла молоко в социальную сферу нашего и соседних регионов. В прошлом году этот канал прекратил существование. Щипанов сумел быстро перестроиться. Приобрел цистерну, возит молоко в Новоликеево, садовые товарищества. Местные жители приходят за парным прямо ко времени дойки. Да не только местные собираются, даже из Кстова приезжают.

Топленое молоко, творог, простоквашу, мягкие сыры фермеры производят только для себя. Излишков молока практически не остается.

Так что девиз из 1980-х годов продолжает действовать — нужны Щипановы.

Пусть зайцы удивляются

С возрастом, конечно, тяжелее стало заниматься хозяйством. Но, во-первых, дочь Татьяна и сын Владимир приходят на помощь в случае необходимости. Во-вторых, бодрит пример финских фермеров, которых Александр Яковлевич видел когда-то по телевизору.

— Вот и мы, наверное, без своего труда уже не сможем, — делится он. — Есть в нашем деле интересные моменты, которых нет в другом. Ну, к примеру, выедешь летом рано-рано на сенокос — туман стелется, роса блестит. Тетерки взлетают, зайцы выскакивают удивленные. Красота! Или, бывает, прихворнешь, пойдешь к коровкам, поговоришь — отпускает. Загадка природы…

А устаешь в любой работе, считает фермер, если по-хорошему ее выполняешь. И добавляет:

— Не люблю, когда меня жалеют, поэтому никогда не жалуюсь. Будет поддержка от государства — хорошо, нет — переживем. Мы сами с усами, хоть и без усов, угорелый кот!

Александр СИНИЦЫН.

Кстовский район.