29.02.2016

Полет шмеля

Пятая часть
вернется

Теплицы в «Ждановском» разместились на площади 6 гектаров. Комплекс запустили 40 лет назад. Серьезной перестройке с тех пор он не подвергался ни разу. Только модернизации, под новые технологии выращивания.

Сейчас в хозяйстве используют малообъемную технологию. Название получила потому, что для развития корневой системы отводится мало места. Огурец сажают в минеральную вату, подпитывают минеральными же веществами. К каждому растению подведена система капельного полива. На гидропонику, это когда корни растения из воды получают все необходимое для нормального роста и развития, в «Ждановском» переходить не планируют.

— Под такую технологию нужно проводить масштабную модернизацию, — говорит Андрей Кисляков, помощник генерального директора. — А лучше строить новый комплекс, но окупится он не скоро…

В Госпрограмме развития АПК, рассчитанной до 2020 года, есть раздел, посвященный выращиванию овощей в защищенном грунте. В документе значится такой вид поддержки: субсидированные кредиты сроком до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов. Однако в число участников программы еще надо попасть.

— Обещают с этого года компенсировать часть затрат на энергоносители — до 20 процентов, — рассказывает Любовь Широкова, директор по производству. — Тоже в рамках госпрограммы. Если обещание выполнят, будет здорово. В себестоимости производства овощей 60 процентов занимают затраты на энергоносители.

Домик
для огурца

В «Ждановском» в теплицах выращивают только огурцы. От помидоров отказались. Созревали примерно в одно время с южными, но проигрывали тем в цене. Со сбытом же огурцов проблем нет.

— Продукцию поставляем в торговые сети Нижнего Новгорода и области, — говорит Татьяна Пегова, заместитель генерального директора. — Когда огурцов собираем больше, часть отправляем в Москву и Санкт-Петербург…

Над тем, чтобы урожай подрос, работают 30 тепличниц. У каждой свой участок, в нем по семь «домиков». По огуречной аллее вдоль устремленных вверх растений проложена своеобразная железная дорога: рельсы из металлических труб. Поперек — шпалы. По этим путям передвигается коляска-табуретка — первая помощница здешних работниц. Без нее ни огурцы подвязать, ни усы закрутить, ни лишние побеги прищипнуть. Несмотря на то что основные процессы задаются автоматически, ручного труда все равно много.

Вера Шишина работает в «Ждановском» 34 года. За это время накопила немало профессиональных секретов. Например, чтобы огурцы росли лучше, с ними поговорить надо, шепнуть слово особое. Какое — не сказала. На то он и секрет.

— Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы собирать больше овощей, — поясняет Вера Павловна. — Руководство определило план, если перевыполним, зарплату получим больше. Вот и применяем каждая свои секреты…

У Надежды Деяновой свой подход. Она огурцам дает музыку слушать, классическую: Бетховена, Моцарта, Вивальди, Римского-Корсакова…

— Больше всего растениям Бах нравится, — делится женщина наблюдениями. — К его произведениям огурчики особенно восприимчивы. Как музыку включу, листьями шевелят, покачиваются в такт…

Классические произведения способствуют активному формированию завязей, быстрому росту и созреванию.

— С одного «домика» почти ящик огурцов собрала, — подводит итог Надежда.

Включать музыку подсказала профессор из Москвы. Каждый год приезжает в хозяйство, проводит обучение, подсказывает.

— Советы очень полезны, — считает Надежда.

Тем более, специалистов для тепличного комплекса нигде не готовят. Рабочих обучают с нуля, прямо на производстве. Агрономов, выпускников вузов, переориентируют на нужное направление.

— У нас специфическое производство, — говорит Любовь Широкова. — Если специалист в чем-то ошибется, результата не получим. Агроном рассчитывает перечень и концентрацию необходимых питательных веществ для той или иной фазы развития растений. Выставляет показатели на табло, а операторы микроклимата день и ночь следят, чтобы не было сбоев и питание поступало точно по адресу…

Для этого оборудован целый наблюдательный пункт. На мониторах компьютеров отражаются все данные.

— Следим за питанием растений, готовим растворы, — рассказывает Денис Горяйнов, оператор.

Он в тепличном хозяйстве шесть лет. Работа пришлась по душе, получает высшее образование — учится на четвертом курсе агрономического факультета сельхозакадемии.

— Денис сочетает теорию и практику, — делает вывод директор по производству. — Технологию уже до мелочей знает…

А «мелочей» масса, и все специфические. Например, с вредителями борются только биометодом. Опыление происходит естественным способом. Этот участок закреплен за пчелами и шмелями. Насекомые в теплицу попали из Воронежа. Там их закупили, а в Кстовском районе трудоустроили.

— Сезон продлится до 1 августа, — подводит черту Любовь Широкова. — Потом теплицы закроем, до октября. Кто-то пойдет в отпуск, остальные — в поле, помогать собирать овощи, выращенные в открытом грунте.

Посадки
с корректировкой

В «Ждановском» производят картофель, капусту и свеклу. От моркови в прошлом году отказались. Конкуренция. Место моркови заняли редька и различные виды капусты.

— Это был своего рода эксперимент, — рассказывает Татьяна Пегова, заместитель директора. — Прошел удачно. Новая продукция быстро нашла покупателя. Поэтому весной площади под этими культурами планируем увеличить…

Да и участок под капустой подрастет. В прошлом году со 130 гектаров собрали 1350 тонн. Заложили в недавно построенное хранилище, микроклимат там поддерживается автоматически. К февралю все запасы продали.

— Спрос на капусту есть, потому и участок под ней хотим увеличить, — говорит Татьяна Александровна. — В зависимости от сбыта корректируем структуру посевных площадей. Это касается всех культур, в том числе картофеля…

Работа в фасовочном цехе на сортировальной линии, через которую в смену проходит до 50 тонн картофеля, идет постоянно. Клубни делят на три категории: семенные, продовольственные, отходы. Последние — на утилизацию, первые — в картофеле­хранилище до весны. А продовольственную картошку фасуют в сетки. Вес варьируют: от двух килограммов до 30…

— В таком виде картофель отправляется в магазины области, в Москву, Санкт-Петербург, — рассказывает Татьяна Пегова.

Когда-то Светлана Александровна сама была мастером фасовочного цеха. А теперь руководит им.

— Задействованы только постоянные работники, — говорит она. — Даже на сортировке. Зарплата хорошая, выплачиваем вовремя, люди за место держатся.

Значит, живет предприятие.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Кстовский район.