Здравый смысл веков
По поводу долгов в Толковом словаре В. Даля имеется масса пословиц и поговорок. К примеру: «В долгах, что в репьях». По смыслу-то она вернее, но до наших дней дошел именно ироничный вариант — сравнение долгов с шелками, ведь русский народ всегда отличался чувством юмора. Вряд ли помнит кто-то сейчас такие поговорки: «В копнах не сено, в долгах не деньги», «По долги — не по грибы», «Долго спать — с долгом встать». Из множества пословиц и поговорок сохранился именно шутливый вариант.
Другой случай. Все знают пословицы «Сытый голодного не разумеет», «Сам-то наелся, да глаза не сыты». А во времена Даля в ходу были еще такие: «Как стал сыт, так и узнал стыд», «Хоть стыдно, да сытно». Спрашивается, при чем тут стыд? В. Даль поясняет: «жадно ел». В крестьянской среде положено было есть не спеша, степенно, не выказывая жадности, даже если ты голоден как волк. Постепенно, со временем, это, видимо, перестало считаться стыдным, вот и пословицы исчезли из нашего обихода.
Само слово «стыд (студ)» общеславянского происхождения, «студ» обозначало холод (студить, стужа). Значение «срам, позор» является переносным (по Далю, «застыванье крови от унизительного, скорбного чувства»).
Вообще говоря, пословицы — это зеркало народа, или, по словам Аристотеля, сохранившийся обломок древней философии. «Пословица не на ветер молвится», «На пословицу ни суда, ни расправы», говаривали наши предки.
А вот как, например, относились они к работе? Само слово общеславянского происхождения, родственно слову «раб», которое восходит к праиндоевропейскому языку (лат. оrbus — «лишенный чего-либо», арм. оrb — «сирота» и т. д.) и в словаре Даля находится с ним в одной словарной статье. «Черная работа», «Работа не медведь, в лес не уйдет», «От работы не будешь богат, а будешь горбат» — всё это о тяжелой и неблагодарной физической работе. Но в то же время русские люди ценили мастеров своего дела: «Работа мастера кажет (боится)», «По работе и плата», «С молитвой в устах, с работой в руках». Могли и пошутить: «Девушки на вечорки с работой пришли, а с вечорок пошли и работ не нашли!»
Русский публицист и критик XIX века Д. Писарев так оценивал этот вид устного народного творчества: «Мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы… перестали быть для нас мертвыми и избитыми фразами».
Рубрику ведет Наталья ОГАНИНА,филолог.