Удобно ли стоять на двух ногах?
Положение дел в СПК «Земледелец» стабильно на протяжении многих лет.
— Зимовка проходит вполне терпимо, — рассуждает председатель Дмитрий Декалин. — У нас говорят: «Работаем как часы, точнее, как старинные ходики». Производство у нас действительно во многом организовано по старинке. Кто-то упрекнет в нежелании модернизироваться. Но мы получаем продукции не меньше, а то и побольше других. Хотя годовой надой от каждой коровы в 2015 году составил 4400 кг. Держим его уже 25 лет. Увеличить нет возможности при имеющихся технологиях. Да и не рекордами мы берем…
Дойное стадо в «Земледельце» хорошее — черно-пестрые голштинизированные коровы. В эти дни они доят по 14 кг, что на 0,5 литра больше прошлогоднего. По ферме надой составляет почти 5 тонн.
Цифры почти круглый год неизменны — с небольшой разницей. Помогает их удержать особый способ работы с отелами. Здесь начинают покрывать коров с нового года, чтобы отелы начались в октябре, когда буренок уводят с пастбищ. Первые 3 месяца — искусственное осеменение, а затем в дело вступают быки. К 1 января следующего года в хозяйстве всегда до 60 процентов коров становятся мамашами. А к 1 марта отелы полностью заканчиваются.
Эта схема позволяет всегда быть с более дорогим зимним молоком.
К кормлению здесь тоже свой подход. Раздача не механизирована — лошадки все развозят.
— Это не экономия, а решение кадрового вопроса, — поясняет Дмитрий Андреевич. — На лошадях ездят те, кто летом работает пастухами. Их нужно занять и на зимний период. Мужики и летом, и зимой зарабатывают с удоя. Для нас это привычно. Система хоть и старая, но срывов не давала за все годы. А чтоб перейти на механизированную раздачу, нужно многое. Требуется переделка ворот у дворов, модернизация проходов, подновление дорог…
Наши давние читатели помнят, что именно Декалин около 10 лет назад добивался рентабельности производства молока в 80 процентов. Даже в трудные годы ему удавалось держать показатель на уровне 50-60 процентов. Сегодня стало сложнее.
— Только у переработчиков рентабельность может быть более 40 процентов, а у крестьян она редко поднимается выше 10, — рассуждает опытный руководитель. — Но и ту немедленно съедает инфляция. Так что денег на развитие нет. В 2014 году мы получили 7 миллионов рублей прибыли при рентабельности 18 процентов. И в 2015‑м результаты такие же, но прибыль заметно обесценена. Удобрения, ядохимикаты, топливо, электричество — все выросло в цене…
Закупочная же цена на молоко сейчас всего 19 рублей за кг. Декалин убежден, что без сговора крупных перерабатывающих компаний не обошлось. А они зачастую в руках иностранцев.
— В чем же импортозамещение? — вопрошает председатель.
Раньше хотя бы дотации обеспечивали прибыль, а сейчас выплачиваются «не дотации, а слезы». Да и не все их могут получить при существующих условиях. Скажем, надо сохранять поголовье, надои, а это трудно обеспечить в нынешнее время.
Животноводство и растениеводство — словно две ноги у сельхозпредприятий. На одной стоять неудобно, да и на двух не получается.
— Вот и стоит крестьянство врастопырку, — итожит Дмитрий Андреевич.
Впрочем, даже самые неблагоприятные времена для него не причина опускать руки, а повод искать решение. И поддерживать четкую работу ходиков.
Александр ПРАВСКИЙ.
Шатковский район.