01.02.2016

Когда навигатор бессилен

У Павла Анцифрова была мечта: дом в деревне, камин, кресло-качалка и огромная собака. Близкие главу семьи поддерживали — мол, было бы неплохо когда-нибудь из душного города перебраться в село. А получилось, что планы стали реальностью спустя всего год.

В царстве
Берендея

Откуда взялась та мечта, ни Павел, ни жена его, Мария Тихомирова, точно не знают. Маша о деревне только слышала, у мужа лишь тетя из сельских.

Осуществить мечту помог случай.

— Павел по специальности инженер-электронщик, работал в компании, которая занимается строительством частных домов, — рассказывает Маша. — Под очередной коттедж купили участок в деревне Бледны Городецкого района. Паша показал его мне и детям. И мы влюбились в это место…

Трудно было остаться равнодушным к окружающей красоте. Вплотную к дому, который строили по проекту Павла, подступает лес. Летом в нем о чем-то спорят птицы. А зимой тишину нарушает звон хрустального ручья.

— У нас будто царство Берендея, — говорит Павел.

Но в этом сказочном царстве нужно было учиться жить.

— Мечта сбылась, а дальше что? — вспоминает Мария. — Осенью переехали из Дзержинска в новый дом. Я оставила работу преподавателя истории, дети — городскую школу. И вместе стали думать, как теперь жить будем…

С весной пришло решение. Разбили огород. Взяли двух коз. Оказалось, молока, которое дают животные, для семьи много. Излишки стали перерабатывать.

— В то время некоторые как раз начали варить сыр в домашних условиях, — рассказывает Мария. — Решили и мы попробовать. В Интернете нашли рецепты приготовления мягкого сыра. Понравилось…

Это дело так увлекло хозяйку, что она часами изучала рецепты. Выяснилось: чтобы разнообразить ассортимент сыров, готовить в том числе и твердые сорта, необходимы специальные закваски-ферменты. Но купить их тогда было практически нереально.

— Продавали большими партиями, рассчитанными на крупное предприятие, — вспоминает Маша. — Для нас, варивших в ту пору сыр в кастрюле, это был не вариант. Выручил опять же Интернет, через него нашли закваски в нужном количестве, специальные формы, новые рецепты…

Дело двинулось. В хозяйстве прибавилось коз, выросли объемы получаемого молока, а Мария осваивала новые сорта сыров и другие виды продукции.

— В гости зашли соседи-дачники, — рассказывает хозяйка. — Угостили их домашним сыром. Понравился. Так появились первые покупатели. Но дачники сегодня здесь, а завтра уедут. Задумались о постоянных клиентах. На одном из форумов в Интернете предложили свою молочную продукцию. Пошли отклики…

Думали так: Павел по делам часто в Нижний Новгород ездит, будет брать с собой заказы, ждать клиентов в определенном месте, близком к его маршруту. Оказалось все по-другому. В то самое место подъехать мало кто мог, и Павлу приходилось доставлять заказ туда, куда скажет покупатель. То есть совмещать поездки по делам и встречи с клиентами никак не получалось. Теперь для доставки заказов есть отдельный день, тем более, количество покупателей значительно выросло.

По следам
буренок

— Предлагаем не только сыры, — рассказывает Маша. — Когда решили заниматься всерьез переработкой, подумали: было бы неплохо, чтобы ассортимент продукции включал все, что люди привыкли видеть на столе. Можно купить йогурты, творог, сметану, мороженое, хлеб, домашнюю колбасу, полуфабрикаты…

Появились на подворье поросята, овцы, индюки, куры. Да и молока требовалось гораздо больше, чем давали козы. Провели среди клиентов опрос: если продукция будет не только из козьего, но и из коровьего молока, спрос будет? Их инициативу поддержали.

— Молоко покупали в соседнем хозяйстве, — говорит хозяйка. — Оно качественное, хорошее, но для варки сыра не очень подходит. Надумали еще увеличить козье стадо…

Уж если покупать, то только породистых животных. Однако, когда узнали цену на них, планы пришлось корректировать. И вместо коз в хозяйстве появились коровы.

— Решиться на буренок было психологически тяжело, — продолжает Мария. — Когда с детства никого больше кошки в руках не держала, коза казалась гигантским животным, а к корове и подойти страшно было. Но, просчитав экономическую составляющую, пришли к выводу: шаг для развития хозяйства необходимый…

Новоселов на подворье выбирали не просто так, учитывали, какое молоко дают представители той или иной породы. Для сыра нужно сырье, богатое белком. Такое дают буренки ярославской породы. Но тут возникла преграда: в нашем регионе таких коров не купишь. Ближайший племрепродуктор обнаружился в Ивановской области, а оттуда «девочек», как их называет хозяйка, нужно было еще доставить. В общем, целая история. Привезли только двух буренок. Еще четырех, но уже красной горбатовской породы, приобрели в Павловском районе.

— Содержание белка в их молоке практически такое же, что и у ярославок, — говорит Маша.

Спустя несколько недель приняли первого теленка, освоили дойку, составили меню для буренок. Корма фермеры покупают. Чтобы запасать самим, нет земли. За забором раскинулось довольно внушительное поле, но оно в частных руках и предназначено под коттеджную застройку.

Казалось бы, деревня, а лужка, где могли бы в удовольствие пощипать травку коровы и козы, нет. Летом фермеры выпускают животных на вольные хлеба. Утром те отправляются за пропитанием, вечером должны возвращаться на постой. Козы и овцы так и поступают. С коровами сложнее. Найдут луг с клевером — и никакой дом не нужен. Купили ошейники с GPS-навигаторами. Стало лучше, но до конца проблему не решили.

Как-то буренки не пришли ночевать. С утра Павел и Мария отправились на поиски.

— Чувствовала себя индейцем, — вспоминает Маша. — Обнаружила следы: точно наши коровы, с теленком шли. Значит, тут они, близко. Так и оказалось — в низинке разлеглись, отдыхают…

Сейчас фермеры оформляют в аренду участок земли — заброшенной, заросшей березами, да и от дома на приличном расстоянии. Но другого все равно не найти, а там, если огородить, можно спокойно выпускать животных попастись.

Месяцы
на созревание

Павел и Мария оформили крестьянско-фермерское хозяйство. Это уже другой уровень и иные объемы продукции. Делать сыр в кастрюле стало неудобно и долго, хотя совсем от такого способа пока не отказываются. Но все чаще задействуют профессиональную сыроварню.

Она в хозяйстве появилась чуть больше года назад, готовить в ней можно не только сыр, но и йогурты, творог. Удобная вещь, учитывая, что в неделю фермеры делают по два килограмма мягкого сыра и по шесть-семь твердого, не говоря о другой молочной продукции.

— Освоили производство моцареллы, — рассказывает Маша. — Покупают хорошо, но чаще делаем «Российский», «Гауду», «Костромской». У этих сортов срок созревания меньше. По­пробовала сварить американский сыр «Драй Джек». С ним связана интересная история. Во Вторую мировую войну, когда на фронт отправляли большие партии продовольствия, несколько головок забыли на складе, а когда спустя несколько месяцев обнаружили, оказалось, что сыр стал только лучше. Выдержанный, он напоминает по вкусу пармезан…

Фермеры построили отдельное помещение под сыроварню. Его разделят на две части. В одной продукт будут готовить, планируют сделать стеклянную перегородку, чтобы можно было наблюдать за процессом. В другой — дегустационная комната. А внизу — подвал для созревания сыров. Пока же сыр дозревает в обычном холодильнике.

— По технологии подвал должен быть глубоким, — поясняет Павел. — Но из-за близко расположенных грунтовых вод соблюсти нужную глубину не получилось. Будем создавать необходимую атмосферу с помощью системы климат-контроля…

На сыроварню пошли средства гранта, полученного в конкурсе среди начинающих фермеров. Сыроварня почти готова. Остался косметический ремонт.

— Вкладываем свои средства, — говорит Мария. — Кредиты брать сейчас рискованно.

Пока разговаривали, пришло время дойки. Теперь это обязанность Павла. На нем подворье, уход за животными. На Марии — дом и изготовление продукции. Помогает дочка-школьница. По выходным — сын, студент ветеринарного факультета Работкинского колледжа. Дело, которым начали заниматься не всерьез, стало общим, семейным бизнесом.

— Сейчас благодатное время для развития таких вот небольших хозяйств, — считает Мария. — В свободном доступе информация, необходимое оборудование. И нам этим очень интересно заниматься.

Такое отношение к делу не дает стоять на месте.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Городецкий район,
д. Бледны.