Posted in Семья
21.01.2016

С урока вернулись с медалями

Отказались от  зарплаты
в 100 тысяч

Финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» состоялся в Москве. Он проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Комитета Государственной Думы по образованию. В нем приняли участие учителя из разных регионов нашей страны. Финал проходил в три этапа: урок, мастер-класс, обсуждения.

Учителя павловской коррекционной школы № 2 Лилия Дюжева и Любовь Щербаткина заняли третье место. Они работали в паре – урок чтения и логопедия. Тему урока — «Как к нам пришла улыбка» — выбрали не случайно: не зря же поется: «От улыбки станет мир светлей».

Их совместный открытый урок оценивал профессор, академик Российской академии образования Шалва Амонашвили.

Последний конкурсный день был посвящен бурным дискуссиям на темы «Актуальные вопросы образования в начальной школе» и «Учет психологических особенностей детей в процессе обучения и воспитания».

После церемонии награждения участников конкурса ждала интересная культурная программа.

Приятным сюрпризом для участников конкурса стала встреча с народным артистом РСФСР Юрием Куклачевым в знаменитом театре кошек.

— Это удивительный человек, — не скрывает своего восхищения Лилия Дюжева.- Познакомились мы и с его питомцами — в театре 400 кошек. После этой встречи загорелись идеей пригласить Юрия Куклачева в гости в нашу школу. Вообще, впечатлений очень много, только переживали, как наши первоклашки, я даже плакала, уезжая на конкурс.

Не удивительно, что они наотрез отказались от заманчивого предложения заместителя директора одного из лицеев Чеченской Республики, который предложил им высокооплачиваемую работу по контракту в Грозном.

— Дело в том, что в Чечне не хватает русских педагогов, — поясняет Лилия Юрьевна. – Кстати, там вообще нет коррекционных школ. Нам пообещали квартиру улучшенной планировки в Грозном и зар­плату в 100 тысяч. Не раздумывая, отказались…

Вот и пойми этих педагогов. Одни жалуются на нищенскую зар­плату и хватаются за любую подработку. А другие готовы получать немногое и отказываются от целых ста тысяч, ибо считают, что в ответе за тех, кого воспитывают.

— Как я могу бросить своих первоклассников? — вопрошает Лилия Дюжева. — Ведь они нам доверяют.

Такого мнения и Любовь Щербаткина.

— Знаете, какие у нас замечательные дети, — говорит Любовь Валентиновна. – Они всему радуются. Погладишь по головке – у них счастье. Как можно их оставить?

Домой Лилия Дюжева и Любовь Щербаткина вернулись с медалями «За службу образованию» и грамотами Министерства образования и науки РФ за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения.

А старец оказался святым Серафимом…

Они не только коллеги, но и лучшие подруги.

Лилия Дюжева родом из Сергача. Закончила Арзамасский педагогический институт и по направлению уехала в Вачский район. Десять лет работала учителем и заведующей Сергеевской начальной школой. Затем перешла в Верхопольскую начальную школу. Возможно, так бы и продолжала учить малышей в общеобразовательной школе, но в ее судьбу вмешался несчастный случай, в одночасье изменивший всю ее жизнь.

В тот роковой сентябрьский день ее младшую дочку-первоклассницу сбила машина. Несколько дней врачи боролись за жизнь девочки, находившейся в коме. Обезумевшая от горя мать не отходила от нее ни на шаг. Однажды дежурная медсестра пригласила ее к телефону. Вернувшись в палату, она с изумлением увидела, как через окно выходит какой-то старец. Точнее, он словно проходил сквозь стекло – была открыта лишь форточка. Галлюцинация после бессонных ночей? Нет, она даже успела хорошо разглядеть его лицо, когда он обернулся. И вдруг она с ужасом обнаружила пустую кровать, дочка, вся в медицинских трубках, лежала на полу. Она кинулась к ней, позвав на помощь медперсонал. А девочка внезапно открыла глаза – сознание вернулось к ней.

Через месяц, когда дочка по­шла на поправку, Лилия зашла в церковь, чтобы поблагодарить Бога за ее выздоровление. Переступив порог, сразу узнала на одной из икон того самого старца, которого видела в палате дочери. В оцепенении она стояла перед иконой, пока не подошел священник.

— Это святой Серафим, — пояснил он растерянной женщине.

Через несколько дней врач, делающий МРТ дочери, к своему немалому удивлению, не обнаружил на снимке даже следов тяжелой травмы – все рубцы чудесным образом зажили. А когда сняли инвалидность, радости матери не было предела.

Сейчас Алене уже 22 года, она работает бухгалтером. Старшая дочка Кристина живет в Нижнем Новгороде, работает менеджером.

— Мы ездили в Дивеево к святому Серафимушке, — улыбается Лилия Юрьевна. – С тех пор моя жизнь полностью изменилась, мне захотелось помогать детям с ограниченными возможностями.

Она устроилась заместителем директора Вачской специальной коррекционной школы. А год назад с семьей переехала в Павлово, где стала преподавать в коррекционной школе № 2 и Центре развития ребенка «Росток».

— Я ни разу не пожалела, что пришла в коррекционную школу, — говорит Лилия Дюжева. — Когда любишь детей и можешь для них что-то сделать, это действительно счастье.

Когда трудно выговорить
даже букву

Любовь Щербаткина – коренная павловчанка, тоже закончила Арзамасский пединститут, а позднее Волго-Вятский кадровый центр, получив специальность психолога-логопеда. Кстати, логопедом она мечтала стать еще в детстве.

— Мне так хотелось помочь всем, кто не выговаривает буквы, — делится она с нами.

Ее трудовая биография началась в павловском детском саду, где открылась логопедическая группа. Восемь лет учила малышей правильному произношению, потом перешла в коррекционную школу, где трудится уже 14 лет.

– У многих наших учеников нарушено звукопроизношение, — говорит Любовь Валентиновна. – Приходится с ними подолгу заниматься, работаем в тесном контакте с родителями. Очень приятно видеть хорошие результаты.

В ее небольшом кабинете по-домашнему уютно. Дети с удовольствием здесь занимаются.

— Их просто надо любить, — считает Любовь Щербаткина. — Они чувствуют искренность. Недавно во время урока один из моих учеников, Данил, подошел ко мне, поцеловал в голову и снова отправился на свое место. У них это от души.

Ее сын учится в музыкальном колледже в Дзержинске, играет на балалайке и гордится мамой.

— У нас с Лилией хорошие семьи, нас радуют дети, наши мужья поддерживают нас, понимая, какая у нас нелегкая работа, и стараются помочь.

Сомнения отпали

Это не совсем обычная школа — здесь коррекционно-развивающее обучение. Все педагоги имеют дополнительное образование — дефектологическое.

— Раньше многие родители настороженно относились к обучению своих детей в нашем учреждении, — признается Лилия Дюжева.- Однако в последнее время их мнение резко изменилось – они стали понимать, что именно здесь дети получат образование в соответствии со своими способностями и в дальнейшем найдут призвание в жизни. Наши воспитанники — добрые, ласковые и открытые. Среди них много инвалидов, кто-то болен ДЦП, некоторые вообще не умеют говорить, с ними приходится работать по индивидуальной программе. Кстати, в основном все наши ученики из благополучных семей, многие родители имеют высшее образование.

Работать в коррекционной школе может далеко не каждый.

— Здесь остаются только те, у кого призвание, — убеждена Любовь Щербаткина.

Сегодня в павловской коррекционной школе учится 170 детей. В этом году открылся класс для детей со сложным дефектом, где всего пять человек. Они занимаются по индивидуальной программе.

Многие считают, что выпускникам коррекционной школы невозможно трудоустроиться. Это ошибочное мнение. На уроках труда ребята получают профессиональные навыки швеи, слесаря, столяра. После школы они могут поступить в автомеханический техникум, где создана специальная группа по обучению профессии штукатура-маляра. Можно получить профессию повара, слесаря, но уже платно. Несколько выпускниц работают в свадебных салонах.

Главное – не навредить

Они следят за судьбой своих выпускников, стараются помочь им адаптироваться в жестоком мире, решают проблемы трудоустройства.

На вопрос, какими качествами должен обладать учитель коррекционной школы, обе, не задумываясь, отвечают:

— Мудростью, добротой, отзывчивостью. Главное – не навредить ребенку. У нас в школе очень доброжелательная атмосфера. Директор Ольга Львовна Жирякина – очень чуткий, неравнодушный человек, каждого ребенка приласкает, приголубит. Мы работаем в единой команде, здесь одна большая дружная семья.

— Хотим пожелать всем счастья, больше улыбаться, иметь доброе сердце и открытую душу!

Как не прислушаться к их словам.

Светлана ГУНДОРОВА.

Павловский район.