Posted in Экономика
24.12.2015

Валерий Шанцев: Верьте в мечту и будьте счастливы!

­ Валерий Павлинович, несмотря на очень непростую ситуацию в экономике, промышленные показатели в Нижегородской области выше, чем в среднем по России. В чем секрет?

­ Секрета особого нет. Это, прежде всего, результат работы нижегородцев, тех коллективов, которые представляют реальный сектор экономики, работа стратегическая, работа на перспективу, на опережение, работа, направленная на модернизацию производства, внедрение новейших передовых технологий.

Думаю, у успеха несколько составляющих. Во­первых, это модернизация действующего потенциала. Второе ­ это строительство новых заводов. И третье ­ это выполнение программы развития производительных сил в каждом районе. Все составляющие дают нижегородской экономике дополнительные рабочие места, дополнительные объемы произведенной продукции ­ и, как следствие, результаты чуть выше, чем в среднем по стране. Если оценивать работу отрасли промышленности, то мы имеем рост 10 процентов в действующих ценах и около 2 процентов в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом. Есть прирост и в сельском хозяйстве, строительстве, платных услугах. В целом показатели по многим отраслям выше, чем в предыдущие годы. И это, повторюсь, заслуга нижегородцев.

Единственный показатель, который снизился в области, это объем розничного товарооборота. Действительно, люди стали меньше покупать. Мне рассказали, что чеков на сумму свыше пяти тысяч рублей в наших торговых сетях стало в десять раз меньше, чем в прошлом году. Если раньше просто набрасывали товар в тележку, то теперь покупатели выбирают, и каждый старается тратить деньги с умом.

­ Весь уходящий год мы прожили в условиях санкций. Как Нижегородская область работала с импортозамещением? Заметно ли развитие сельхозпредприятий, фермерских хозяйств? Как им приходилось помогать и какие планы у правительства в этом направлении в следующем году?

­ Вы помните, что в ответ на санкции Россия приняла решение об эмбарго на импорт продовольственных продуктов из ряда стран. Считаю, что для наших сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий это возможность развиваться, найти новые рынки сбыта своей продукции. Это и стало решающим фактором того, что агропромышленный комплекс вырос как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

Ушла, допустим, финская молочная продукция из Санкт­Петербурга, и туда пришел наш павловский завод. Из столицы приехали на Городецкий молочный завод за нашей продукцией. Конечно, столько людей накормить надо, а москвичи съедают в день тысячи тонн продукции.

Сейчас мы отправили в Москву и Санкт­Петербург предложения, какие предприятия и насколько могут увечить производство продуктов питания, чтобы удовлетворить их спрос.

Если говорить о помощи, то мы ежегодно около 2 млрд рублей выделяем на поддержку агропромышленного комплекса: стимулируем производство молока, мяса, помогаем решать вопросы растениеводства. Есть выплаты на приобретение оборудования, удобрений, семян, чтобы можно было надеяться на хороший урожай.

Результат не заставил себя ждать: по итогам этого года мы получили неплохой урожай зерна – больше, чем в 2014 году. Самое главное ­ это зерно хорошего качества, которое идет на хлебопечение. Двадцать регионов обратились к нам с просьбой дать элитные семена, среди них даже Тамбовская и Воронежская области, где традиции сельского хозяйства сильны.

В животноводстве за последние годы мы построили или реконструировали около 500 комплексов. В итоге четвертый год не снижаем валовой надой молока. А нижегородская корова Туника теперь известна на всю страну своими рекордными надоями в 12500 тонн.

­ Если смотреть на поддержку инвесторов, как вы оцениваете эту работу в уходящем году? Какие новые меры разрабатываются в то время, когда инвестиции в основной капитал предприятий сокращаются?

­ Уже всем понятно, что инвестиции, как вода, под лежачий камень не потекут. Их надо привлекать и создавать им комфортные условия для реализации проектов. Эта система работает в области с 2006 года, и могу сказать, что она себя оправдала. Конечно, в этом году инвестиций в регион пришло чуть меньше ­ было 290 млрд рублей в 2014 году, а в этом ожидается 250 млрд рублей. Год на год не приходится, да и крупные инвестиционные проекты реализуются не сразу.

В этом году мы приняли несколько законодательных актов, которые разрешают нам при строительстве жилья эконом­класса выделять земельные участки без проведения аукционов и конкурсов. Обеспечим землю всей инфраструктурой и определим, кому из застройщиков ее доверить. Если он гарантирует определенные объемы жилья по умеренным ценам, выделим участок. А если у него эксклюзивное жилье, пусть идет на конкурс.

То же самое по проектам, связанным с транспортной, социальной инфраструктурой. В соответствии с законодательством мы имеем право принимать решение отдавать землю без торгов.

­ Какие события этого года вы включили бы в пятерку главных?

­ Первое ­ ввод второго комплекса каталитического крекинга нефти на Кстовском нефтеперерабатывающем заводе. Это важное событие для всей страны – даже президент приезжал. Также в этот своеобразный рейтинг я включил бы рождение в нашей области четверняшек. Помните, в феврале четверня? Такого у нас в области давно не было. Третье – тут личное ­ у меня родился пятый внук. Он набирает вес и уже проявляет командирский голос.

Если говорить о соцсфере, то это пуск двух высокотехнологичных объектов здравоохранения – перинатального центра в Дзержинске и акушерского корпуса 40­й больницы Нижнего Новгорода. Пятое – завоевание золотых медалей нашей молодежной хоккейной командой «Чайка». Такое впервые произошло в Нижегородской области: мы победили Москву и Санкт­Петербург, причем Санкт­Петербург в финале. Представляете?

­ В новых экономических условиях регионы России представили максимально сокращенные бюджеты. Какие социальные программы удалось сохранить?

­ Бюджет считается социально ориентированным, если на эту сферу выделяется 70 процентов средств.

­ Все ставят перед собой цели перед Новым годом. Какова ваша главная цель?

­ Если по важности, то она ­ в промышленности. В первом квартале мы запустим так называемый Нижегородский машиностроительный завод. Это 3500 рабочих мест, самые современные технологии и решение важной государственной задачи по укреплению противоракетной, противовоздушной обороны, что сегодня очень актуально.

Вторая цель – международный аэропорт, новые воздушные ворота нашего города и региона. Третья задача – к 1 июля запустить полноценное движение по третьей очереди Южного обхода. Это значит, что 35 тысяч транзитных автомобилей мы выведем за пределы Нижнего Новгорода с московского на казанское направление и наоборот. В городе будет совершенно другая экология, другие условия движения общественного и личного транспорта.

Это три ключевых момента, но задач, безусловно, значительно больше.

­ Нижегородскую область признали самой привлекательной для туристов во всем Приволжском федеральном округе. Какие места вы бы обязательно показали гостям и что нужно сделать, чтобы иностранные туристы тоже сюда ехали?

­ Назовешь один населенный пункт, а другие обидеться могут!

Вообще, у нас в области в каждом районе, в каждом городе свои достопримечательности. Есть очень древние города: взять тот же Городец, который всего на 5 лет моложе Москвы, да еще является и городом ста музеев… В 2014 году поток туристов в Нижегородской области составил более миллиона человек. Много это или мало? По сравнению с прошлыми годами мы видим явный прорыв: за последние 7­8 лет турпоток вырос в 2 раза, и каждый год он увеличивается на 15­20 процентов. Это существенно выше, чем по России в целом.

Но, с другой стороны, этого мало, если равняться на зарубежный опыт. В странах, где туризм является серьезной реальной отраслью и приносит хорошие налоговые платежи, считают, что поток туристов должен быть равен числу жителей. У нас в регионе живет 3,3 млн человек, поэтому к 2020 году мы ставим задачу, чтобы и туристический поток был 3,3 миллиона. Для этого строятся аэропорт, высокоскоростная магистраль, дороги, гостиницы, развивается торговля, система поддержания в надлежащем состоянии памятников истории, культуры.

­ И о личном. Нам известно, что ваши отношения с детьми всегда были доверительными, но строгими. А какой вы дедушка? Позволяете себе баловать внуков?

­ С детьми мы, скорее, друзья. Понял это давно, когда они были еще маленькими, но у каждого уже проявлялся свой характер. Как родитель пытался настоять на своем. Может быть, мне это и удавалось, а потом, когда детям стукнуло по 15­16 лет, пошел по другому пути – стал с ними советоваться, что­то обсуждать и этим добивался большего результата. Такие же отношения пытаюсь выстроить с внуками, но это сложнее, потому что их реже вижу. Мне иногда кажется, что даже мешаю своим детям, потому что всегда хочу чем­то порадовать внуков, купить им что­то. Помню, как со старшим внуком пришел в магазин и хотел ему приобрести конструктор. Конечно, смотрел побольше, подороже. А он мне говорит: «Деда, мама не позволяет мне просить дорогие вещи». И попросил маленький. Купил, конечно, маленький.

­ Известно, что детство ваше проходило непросто: вы жили в бараке, где было 200 семей. Как тогда встречали Новый год?

­ Знаете, с одной стороны, непростая была жизнь, а с другой – она была очень насыщенная и веселая. В этом бараке был длинный коридор, мы там чего только не делали ­ бегали, соревновались. Был даже тир.

Елки общей в бараке не было, у каждого была своя. Мандарины я единственный раз в год видел как раз на елке. Их прокалывали, привязывали веревочки и вешали на елку. Так же делали с шоколадными конфетами, которые мы тоже целый год не видели. Ножницами, когда родители разрешали, я лакомства срезал.

Из новогодних представлений, конечно, больше всего стремились на Кремлевскую елку, в Москву. Чтобы попасть на нее, нужно было хорошо учиться. Я до сих пор помню: учился на «отлично». Каждый год завоевывал билет на эту елку. И подарок, полученный там, помню до сих пор ­ железный чемоданчик, набитый конфетами, печеньем, пряниками. Это было большое удовольствие.

­ Скажите, а есть ли у вас какие­то новогодние ритуалы? Под бой курантов загадываете желания? Если да – они сбываются?

­ Считаю, что Новый год ­ праздник семейный, мы встречаем его всегда в кругу семьи – с детьми, внуками, традиционно за столом. Поздравление президента, бой курантов… Конечно, загадываем желания. Не все сбывается, жалко. Но я заметил, что, если что­то задумал, стараешься потом таким образом построить свою жизнь в течение года, чтобы обязательно сбылось.

На Деда Мороза дети надеются, я же считаю, на Деда Мороза надейся, а сам не плошай. Уверен, каждый способен стать творцом своего счастья.

­ И ваше поздравление жителям региона…

­ Дорогие нижегородцы! Пусть наступающий Новый год принесет всем вам и вашим близким счастье и радость, силы и энергию, здоровье и благополучие! Верьте в мечту и будьте счастливы!

Подготовил
Владимир ТАРАСОВ.