Posted in Семья
24.12.2015

Вокруг Метелицы — мелкие снежинки

Начало большому собранию положили Вестник и Куманек. Правда, когда они появились у Елены Гунько и Вячеслава Рябинина, ни о каком масштабном проекте речи не шло.

Первой
пришла идея

— Лошадей брали покататься в конюшне под Балахной, — рассказывает Елена Гунько. — Но не всегда для конной прогулки нам предоставляли тех животных, на которых делали заявку. Решили купить двух коней. Для себя. Так появились Куманек и Вестник…

Определили их на постой на ту же конюшню. Но скоро лошади прописку поменяли, переехали в Автозаводский конный клуб. А потом родилась идея создать свой. Определили место — Балахнинский район. Арендовали участок земли, и началась большая стройка.

— Клуб создавали под идею, — рассказывает Елена Владимировна. — А задумка такая: собрать под одной крышей лошадей разных пород — от карликовых до гигантов, всевозможной окраски. Потому и назвали клуб «Ассамблея», что означает «собрание»…

Первыми обживать новые квартиры доверили Куманьку, Вестнику и другим животным, которые к тому времени появились у энтузиастов. Из прежнего конного клуба прибыла Анастасия Сачкова, тренер-берейтор по выездке и по совместительству ветеринар.

Постепенно «Ассамблея» стала соответствовать своему названию. У Куманька и Вестника появились соседи, у Насти — коллеги. А собрание, как выяснилось, получилось не только разнопородным и разномастным, но и разнохарактерным.

В конюшне есть свой почитатель женщин — Маэстро. Конь удивительно спокойный, флегматичный. Когда заглянули к нему в денник, стоял к нам хвостом. Но заслышав женские голоса, повернулся, приосанился, подставил белоснежную морду — вот, мол, гладьте. Маэстро любит детей, потому его часто используют как первую лошадь, которой доверяют ребенка.

У Монтескью Бай Верона другой характер. Это уэльский пони, голубоглазый красавец изабелловой масти, напоминающей цвет шампанского, чемпион породы 2014 года. Когда с Мариной Лукиной, сотрудником клуба, подошли к его деннику, предупредила:

— Монтескью, если не в настроении или ему что-то не понравится, запросто укусит.

И только она поднесла к его морде руку, милый с виду пони обнажил крепкие зубы и попытался ухватить подставленную ладонь.

Вообще, эти лошадки, несмотря на внешнюю привлекательность, с норовом. И если Монтескью производит впечатление животного с характером, то про милашку Пряника — шотландского пони с густой челкой, прикрывающей глаза, — ничего такого даже подумать нельзя. Но он не так прост, как кажется: тоже бывает вредным, непослушным, особенно если вы пришли к нему без сахара.

— Пони выводили для того, чтобы они возили уголь в шахтах, то есть для тяжелой работы, при которой требуются сила и небольшой рост, — объясняет Марина. — Отсюда и характер такой, непростой…

Недалеко от Монтескью квартирует Мономах — конь башкирской породы. И, как его охарактеризовала Марина, самый умный в конюшне. У всех лошадей денник закрыт на задвижку, у Мономаха — на железную цепочку. Прежний замок научился открывать и покидал отдельную квартиру, когда захочется. Освоил несколько разных способов, применив которые запросто избавляется от всадника. Пришлось отучать.

Недавно Мономах придумал еще одну хитрость – перекидывать поводья на одну сторону: чуть зазевается всадник – лошадь уже неуправляемая, несется по своим лошадиным делам.

— Эти его качества хотим использовать в театрализованных постановках, — делится планами Марина. — Думаю, из него получится замечательный артист.

Весь мир — театр

Вот еще один признак, по которому подбирали постояльцев.

— Хотелось, чтобы один клуб объединял в себе и лошадей-спортсменов и лошадей-артистов, — объясняет Елена Гунько, директор «Ассамблеи». — Для соревнований животных в Нижегородской области готовят, обучают, а вот для театрализованных постановок — очень редко. Мы решили заполнить нишу. И теперь показываем спектакли, где лошади играют главные роли…

Сценарии пишутся под характер животного. Вот такая особенность у конного театра. Тут уж не поставишь спектакль по мотивам сказки «Золушка» или «Красная Шапочка». Условия диктует не человек, а лошадь.

— Гонг часто играет злодеев, — рассказывает Марина. — Все дело в его окраске — это вороной конь. Своему амплуа он соответствует, но мы ему все прощаем, потому что это самый титулованный конь в нашей конюшне…

А вот роль положительных героев всегда исполняет Махете. Тут без вариантов. Конь андалузской породы, прибыл из Испании. Там он участвовал в уличных шествиях, поэтому не боится шума толпы, а по набору освоенных элементов из испанской школы верховой езды даст фору любой лошади в конюшне.

— Около года мы с Махете привыкали друг к другу, — рассказывает Настя Сачкова. — Он меня учил, как давать команды, чтобы конь выполнил необходимый элемент, потому что испанская школа и наша очень сильно отличаются. Сейчас достигли взаимопонимания…

В предстоящем новогоднем представлении Махете задействован в номере, где ему отведена роль коня Метелицы. Верхом будет Настя Сачкова. А рядом кружат «снежинки» — детки на мини‑хорсах. Это такие крошечные лошадки, похожие на плюшевые игрушки, самые милые обитатели клуба. Они абсолютно безобидные, терпеливые, потому с маленькими детьми запросто находят общий язык.

Одной такой лошадкой, Кайли, управляет четырехлетний Андрей Благин.

— Пришли сюда месяца два назад, — рассказывает его мама Ирина. — Вслед за подружкой Тамарой. Вообще, конный спорт, лошади — это было моей заветной мечтой. Осуществить ее не получилось. Передала мечту сыну, по наследству…

Андрей занимается в конном клубе с увлечением. С удовольствием ухаживает за своим новым другом Кайли.

— Она добрая, хорошая, — говорит мальчуган. — Мне нравится с ней заниматься. А когда вырасту, спортсменом стану…

Если запал не пропадет, наверняка из него получится мастеровитый наездник. Всего два месяца уроков, а его уже включили в состав участников новогоднего представления. Обязанности постановщика номеров взяла на себя инструктор Наталья Шурхай, во время репетиции она подсказывает Андрюше, как управлять лошадкой. Пока еще репетиция, пока можно дать совет и подучиться.

— Представления готовим к Новому году, Масленице, Ивану Купале, к школьным каникулам, — рассказывает Наталья. — Зрителей всегда собирается много. Представление длится около 40 минут, а готовимся к нему месяца полтора-два…

В детстве Наташа занималась в конном клубе, и уже тогда знала: вырастет, будет ставить номера для лошадей-артистов. Однако до поры до времени ее способности были не востребованы. Успела закончить хореографическое отделение Борского училища культуры, получить высшее экономическое образование. А там и работа по душе нашлась — в «Ассамблею» потребовался инструктор для новичков, а потом появилась идея с театром и профессионально поставленными номерами.

— Хореографическая подготовка очень помогает, — говорит Наталья Шурхай. — В подборе музыки, в ее понимании, в видении номера. Хотя работаю со своеобразными артистами. Лошади по-другому, не как люди, воспринимают окружающую обстановку: свет, музыку, ее громкость. Репетиции проводим в костюмах, чтобы животное привыкло к тому, что наездник шелестит крылышками феи или звенит бубенчиками скомороха. Зрителей предупреждаем: никаких аплодисментов, лошадь может испугаться. Но люди редко сдерживают свои эмоции…

В погоне
за рекордами

Театрализованные постановки — одна сторона медали. Вторая — спортивные достижения. Недавно у клуба появился новый питомец, Флиппер, на которого возлагаются большие надежды как на будущего чемпиона.

Конь квартирует на Нижегородском ипподроме еще с несколькими собратьями, также принадлежащими «Ассамблее». В августе животные участвовали в бегах, проводимых на ипподроме. Об этом наша газета рассказывала. Тогда в двух заездах победу одержали Папирус и Перлина под управлением мастера-наездника Николая Жукова.

Особые надежды, но уже не в спорте, а в селекции возлагают на блиставшую в прошлом году Горгону РИН, рекордсменку, дочь кобылы по кличке Грусть. Когда-то мама тоже была перспективной спортсменкой, входила в пятерку лучших по Москве. Но травма не дала Грусти полностью реализовать себя. Зато состоялась как мама. Произвела на свет жеребенка, которого назвали Ганнибал ГУР. Отец малыша — знаменитый французский рысак Бювитье д`Ану.

Ганнибал хоть еще совсем ребенок, всего семь месяцев, но уже сейчас видно: может покорить не один рекорд. Через полгода он тоже переедет на Нижегородский ипподром. Будет начинать путь в большом спорте.

А у клуба свои соревнования.

— Готовлюсь к внутренним состязаниям по выездке, — рассказывает Настя Вартман. — Соревноваться будем по программе «Предварительный приз А. Дети», в которой важно четко следовать определенной схеме и вовремя переводить лошадь из шага в рысь, из рыси в галоп, из галопа в рысь и так далее…

Настя увлеклась лошадьми в пять лет. Первое знакомство состоялось в домашнем зоопарке. Вместе с лошадками жили овцы, козы, домашняя птица. Там девочка училась держаться в седле. Стало получаться, мама отдала ее в конноспортивный клуб.

— Сюда пришла примерно год назад, — продолжает Настя. — Мы не только отрабатываем определенные упражнения, но еще и ухаживаем за животными: чистим, кормим, моем копыта… Заботиться о лошадях особенно нравится. Тогда и устанавливаются доверительные отношения…

Тренирует Настю двукратная абсолютная чемпионка Приволжского федерального округа, многократный победитель областных соревнований, призер российских Валерия Липатова.

— Сразу сказала воспитанницам: меня надо слушать, — рассказывает она, — тогда и толк будет. Когда что-то у девчонок получается, радуюсь чуть ли не больше, чем они.

Лучшее
лекарство

Недавно открыли ясельную группу. Уроки берут малыши трех-четырех лет. В роли первых учителей выступают мини‑хорсы, которые помогают понять, как животные воспринимают мир.

В конном клубе практикуют занятия по лечебной верховой езде. Животные помогают проходить реабилитацию детям с ограниченными возможностями. Для этих целей в конюшне есть Маэстро.

— Это лошадь-диван, — говорит Марина Лукина. — На нем можно лежать и абсолютно не бояться. К нам приходят не только больные детки. Сотрудничаем с балахнинским центром «Гармония», оттуда направляют ребят из социально незащищенных семей. Им тоже нужна реабилитация — психологическая. Рядом с животными дети преображаются.

Для добрых дел

«Ассамблея» — клуб молодой, ему нет еще и трех лет.

— Учимся, пробуем, придумываем что-то новое, — рассказывает Марина. — Недавно в манеже установили другой свет, теперь представления будут интереснее и ярче. Уже есть необходимость в новом манеже: более просторном, с большим количеством мест для зрителей…

Если говорить о конном клубе с точки зрения экономики, то это предприятие убыточное. Елена Гунько и Вячеслав Рябинин на содержание «Ассамблеи» направляют часть средств от основной деятельности, а таковой для них является машиностроение. Лошади же для души. И для добрых дел.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Балахнинский район.