Отголосок войны

За эти дни значительно продвинулись, стало многое известно, но не все. Мы решили отчитаться перед вами, наши читатели, о первом этапе проделанной работы. Что будет дальше? Пока ясно одно: поиск мы продолжим.

Бывает же такое. Только наш поиск зашел в тупик, как неожиданно из него и вышел. На мониторах нашего компьютера неожиданно появилась надпись:

«В Орловской области ищут могилу Кулагина Михаила Ивановича».

Об этом сообщил сайт Союза поисковых отрядов.

«Здравствуйте! Много лет моя семья ищет место захоронения моего деда Кулагина Михаила Ивановича. Он родился в городе Выксе Горьковской области и был призван Выксунским райвоенкоматом на фронт. Служил воентехником I ранга и погиб 2 декабря 1942 года. В документе, который остался нам со времен войны, сплошные ошибки. Жена деда названа Анастасией Александровной, хотя она Антонина Алексеевна. Со слов бабушки, он погиб и захоронен где-то под Орлом. Точно знаю, она говорила, что ему установлен памятник, за которым ухаживают пионеры. Помогите, пожалуйста, в наших поисках! Спасибо за ваш труд! Нина Юрьевна Карлова».

Поисковики Орловской области тут же откликнулись на просьбу Нины Юрьевны, хотя и предупредили, что поиск может затянуться. В области более 900 учтенных воинских захоронений, «а сколько неучтенных, неизвестно до сих пор».

Письмо Нины Юрьевны Карловой было опубликовано в Интернете 16 апреля 2015 года. Почему же оно до сих пор не попадало нам на глаза, хотя мы уже месяц ищем человека с точно таким же именем? По всем правилам Интернета ключевое имя должно было сработать, и мы бы вышли на адресата гораздо раньше. Но слишком далеко, видимо, Интернет «припрятал» важное для нас письмо.

Как только мы нашли его, тут же в адрес Нины Юрьевны ушло наше робкое послание. Нам с трудом верилось, что Кулагин Михаил Иванович — это именно тот человек, которого мы ищем.

«Все сходится к тому, что это ваш дед. У нас есть фотография, которая была на его могиле. Он или не он?»

Если это он, тогда почему же появилось предположение, что он погиб в Орловской области, если его жена Антонина Алексеевна Кулагина была в Крутце и точно знает, где могила мужа. Это еще одна загадка поиска. Антонина Алексеевна приезжала в эти места давно, еще в 1960-е годы, когда на могиле только появился памятник. На нем и укрепили фотографию, которую она привезла. С возрастом в суете повседневной жизни она могла и запамятовать о своей поездке в Крутец. Покрытое эмалью изображение дошло до наших дней. Мы с нетерпением ждали послания из Москвы. Внучка Михаила Ивановича Кулагина Нина Юрьевна обещала прислать его фотографии.

Электронная почта творит чудеса. Наше ожидание не растянулось на дни. Сорок минут волнения — и читаем:

«Вы принесли в наш дом счастье! Спасибо вам огромное! Сообщаю вам, что я — дочь старшей дочери Михаила Ивановича Кулагина Светланы. К сожалению, мама умерла в 1998 году. Все семейные документы хранились у жены Антонины Алексеевны и младшей дочери Маргариты Михайловны, которая проживает в Челябинске. Но у меня есть фотография деда Миши, которую я вам и высылаю».

На мониторе компьютера появляется изображение человека, которого мы ищем. Нет больше сомнений — это Михаил Иванович Кулагин. На гимнастерке молодого бравого офицера можно рассмотреть орден Красной Звезды. Значит, воентехнику I ранга выпало где-то воевать еще до Великой Отечественной войны.

В гостях у заведующей Крутецким ДК Натальи Владимировны Кузнецовой подводим первые итоги поиска. Только что мы вернулись из похода по селу, встретились со свидетельницами той декабрьской трагедии 1942 года. Узнали немного. Они рассказали, как погибающий самолет летел над самым селом, едва не задевая крыши. Возможно, летчики из последних сил и возможностей пытались удержать его в воздухе, чтобы он не упал на дома. Все помнят натужный рев его двигателей. А сравнивать было с чем. Во время войны над селом часто пролетали самолеты. Видимо, здесь шла какая-то военная трасса. Гул тех самолетов был спокоен, и летели они на большой высоте.

О трагедии под Крутцом узнали быстро. Из райцентра приехали милиционеры и перекрыли доступ к месту падения самолета. Потом приехали военные и забрали обломки самолета, но не все. Местные жители в снегу отыскивали куски обшивки и употребляли их для бытовых нужд. Вплоть до того, что выколачивали из них чашки — было трудно с посудой. Мальчишки находили патроны и отдавали охотникам, а те доставали из них порох.

Нам пока остается только предполагать, что за самолет упал в Крутце. По-видимому, это был транспортный самолет Ли-2. Именно на таких машинах летали экипажи 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ.

На сегодняшний день стали известны два члена экипажа разбившегося самолета.

А вот дальше предстоит самая сложная часть поиска: надо установить имена еще двух членов экипажа — летчиков. Но как это сделать, мы пока не знаем.

Вячеслав ФЕДОРОВ,
Андрей ДМИТРИЕВ.

Бутурлинский район,

с. Крутец.