Отголосок войны

Погибший экипаж схоронили на сельском кладбище. Но, как оказалось, погибли не все. Живым остался стрелок-радист, который был переправлен в военный госпиталь, находившийся в Бутурлине.В прошлом номере «Земли нижегородской» мы опубликовали письмо заведующей клубом села Крутец Натальи Владимировны Кузнецовой, которая просила помощи в розыске хоть каких-нибудь данных об экипаже разбившегося самолета.  Считайте наши публикации отчетом о ходе поиска, в который включились и мы.

Как видите, начинаются первые разночтения. Сколько же членов экипажа было в самолете? По одним данным — пять, по другим — шесть. Погибло точно — трое. Известны фамилии четверых.

Наталья Владимировна Кузнецова оказалась человеком упорным. Она, не дожидаясь наших советов, поиск начала самостоятельно, и скоро от нее пришло следующее послание:

«Сообщаю вам радостную новость. Мне удалось найти данные на Илью Никитовича Жирнова. Я подумала, а не был ли он награжден в годы войны, тогда в интернет-архиве можно отыскать его наградной лист. И представьте себе, он есть. Его наградили орденом Красной Звезды в январе 1945 года. К тому времени он был старшиной, адъютантом командира 314-й ночной бомбардировочной авиационной Полоцкой дивизии.

Вот какие сведения можно было почерпнуть из наградного листа:

«Тов. Жирнов в августе 1938 года в должности воздушного стрелка-радиста участвовал в разгроме японских самураев у озера Хасан, где совершил три самолето-вылета на ТБ-3. За период работы в летных частях на должности воздушного стрелка-радиста летал на самолетах ТБ-3, ДБ-3, ДБ-3Ф. Общий налет 1300 часов.

В дни Отечественной войны с сентября 1941 г. по январь 1942 г. работал в составе перегоночной группы в должности стрелка-радиста, принимал участие в перегонке самолетов из Комсомольска-на-Амуре на Западный фронт. За этот период им было перегнано три самолета ДБ-3.

Являясь ведущим стрелком-радистом, тов. Жирнов обеспечивал бесперебойную связь в полетах по маршруту: Комсомольск-на-Амуре — Щелково.

В период с февраля по декабрь 1942 г. по заданию командующего группой АДД генерал-майора Катичева выполнял задания по доставке вооружения из города Ижевска на аэродром Монино для действующей армии и партизанам. Доставлял запасные части к самолетам Ил-2 для формирующихся частей и грузы из города Куйбышева. Произведено 185 самолето-вылетов, доставлено при этом 277 тонн груза.

2 декабря 1942 года, идя по маршруту Монино — Ижевск, в районе Бутурлина Горьковской области экипаж ведущего самолета, в котором находился тов. Жирнов, попал в сильный снегопад и потерпел катастрофу. Из состава экипажа остался в живых лишь тов. Жирнов, получивший тяжелые травмы лица и грудной клетки. После излечения в госпитале с апреля 1943 года и по настоящее время, как ограниченно годный к летной работе, направлен в 314-й НБАПД, где работает в должности адъютанта командира дивизии. К служебным обязанностям относится добросовестно».

Казалось бы, строки из наградного листа прояснили многое, но, к сожалению, не все. Так и осталось неизвестным, что это была за воинская часть, которой принадлежал разбившийся под Крутцом самолет.

Мы можем только предположить, что этот самолет мог принадлежать Московской авиационной группе особого назначения — МАГОН. Именно она базировалась в декабре 1942 года на подмосковном аэродроме Монино. Эта авиационная группа была укомплектована летчиками Гражданского воздушного флота. Личный состав этих авиационных соединений считался призванным в Красную армию. Во второй половине 1942 года все авиационные группы были преобразованы в отдельные авиационные полки ГВФ. Московская авиационная группа особого назначения стала 1-й авиатранспортной дивизией ГВФ.

Полки этой дивизии принимали участие во всех крупных боевых операциях Красной армии на фронтах, выполняли боевые задания в тылу немецко-фашистских войск, снабжая партизан оружием и боеприпасами и высаживая группы разведчиков и диверсантов, обеспечивали перевозки грузов и людей внутри страны.

(Окочнание следует.)

Вячеслав ФЕДОРОВ,
Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Бутурлинский район,

с. Крутец.