Учителя и солдаты

В поисках родственников случайно наткнулась в Интернете на статью «Может быть, погибну!», опубликованную в вашей газете.

В статье речь идет о моем дальнем родственнике Павле Михайловиче Несмелове. Очень благодарна вам за нее, большое спасибо. Много наших родственников не вернулось с войны. Судьбы их до сих пор неизвестны.

Мой дедушка Рудольф Александрович Несмелов тоже воевал, но ему удалось уцелеть в этой тяжелой войне… Отец его Александр Антонович, проработавший 12 лет в Галкинской школе Ветлужского района, в том числе и директором, с войны не вернулся. Остались только его письма.

Сам дедушка прожил чуть больше 70 лет. Мало что он при жизни рассказывал, не любил вспоминать…

Многие связи с родственниками по разным причинам были за эти годы утеряны. Я пытаюсь сейчас эти связи наладить. И вот ваша газета помогла мне узнать о судьбе Павла Михайловича Несмелова. Еще раз благодарю вас за публикацию.

С уважением,
Дарья Александровна
Антонова.

г. Кострома.

Уважаемая
Дарья Александровна!

Мы не думали, что нам вновь придется обращаться к нашей публикации о Павле Михайловиче Несмелове. Материал о нем прошел в газете и был опубликован в книге «Возвращенные имена», которая появилась на свет в прошлом году. Тогда нам удалось, буквально каким-то чудом, раздобыть в военном архиве фронтовую газету, рассказывавшую о его подвиге.

Трудная военная судьба выпала Павлу Михайловичу Несмелову. Начинал воевать он в Крыму. Бои шли кровопролитные. Надежды остаться в живых не было никакой. В бою он был тяжело ранен, оказался в госпитале в Феодосии и там попал в плен к румынам. Красная армия, освободив Крым, вызволила наших бойцов из неволи. Несмотря на полученные увечья, Павел Михайлович продолжил воевать.

24 января 1945 года в районе деревни Недивеним в Венгрии наступающими войсками были найдены два погибших советских бойца. Три дня назад наступление наших войск на этом направлении было фашистами отбито.

В гимнастерке одного из бойцов обнаружили письмо:

Дорогой товарищ!

Если ты найдешь это письмо, когда я буду мертв, ты должен знать правду… Я долго отстреливался, мы держали рубеж до последнего патрона. Много истребили немцев. Отстоять рубеж не удалось. Сейчас я лежу, раненный в ногу. Тут же лежит раненый и контуженный солдат Тимофей Стефанишин. Вчера мы лежали с ним от восхода солнца до темноты на огороде, около груды дров, боясь себя обнаружить. Когда потемнело, нашли укрытую траншею. Здесь провели ночь. День 21 января тоже приходит к концу. Ни вчера, ни сегодня мы не кушали. Подняться и пойти в дом опасно: кругом немцы. На муку врагу не хочется попасть. Ждем, придут наши…

Скоро ночь. Что будет впереди, не знаю. Может быть, погибну.

Я прошу тебя, товарищ, напиши письмо моему отцу и семье. Я был в плену в Румынии два с половиной года, имел тяжелые увечья. После освобождения из плена домой не пошел… Домой я писал, из дома ответа не получил. Там отец, мать, два сына, ждут, небось, чтобы вернулся. Их адрес такой: Горьковская область, Ветлужский район, Галкинский сельсовет, деревня Ионово, Несмелову Михаилу Антоновичу.

Вот и все. Желаю счастливо закончить войну и не попасть в такое несчастье, как я.

Прощай, друг!

Несмелов Павел М.

21.1.45 г.

Судя по истерзанным телам, было видно, что солдат допрашивали, а затем убили.

Предсмертное письмо Павла Михайловича Несмелова было опубликовано в «Учительской газете». Почему именно в этой газете, объяснялось просто: до войны Павел Михайлович был директором Рязановской средней школы Калининского района Горьковской области. Сейчас это Ветлужский район. Все эти годы память о Павле Михайловиче Несмелове здесь жила и живет.

Семья Несмеловых была удивительная. Родные дяди — братья отца Иван Антонович и Александр Антонович — были учителями, директорствовали в школах. По их стопам пошел и Павел Михайлович.

Одна из его учениц вспоминала:

«Павел Михайлович был любимым учителем. В то время учебников было мало, одна книга на 8-10 человек, поэтому наш учитель вел урок так, что нам не требовалось заглядывать в учебник. Мы все запоминали на уроке».

Учителем стал и брат Павла Михайловича Геннадий. Он тоже воевал и войну закончил в звании майора. По военной линии не пошел, но преподавал русский язык и литературу в Суворовском училище.

Когда в 1940 году Павла Михайловича Несмелова призвали в армию, его место в школе заняла жена Эдита Яновна Жагар. У них в семье подрастали два сына — Валерий и Игорь.

Кто же тогда знал, что свидеться им больше никогда не придется.

Служить Павел Михайлович попал в Армению. Там его и застало сообщение о начале войны.

Читаем в одном из сохранившихся писем:

«Здравствуй, уважаемый дядюшка Иван Антонович! Конечно, трудно мне рассчитывать на то, что ты соберешься написать мне письмо, но на сей раз я почему-то надеюсь получить ответ.

О себе сообщаю всего лишь несколько слов. Живем в горах, в полной боевой готовности. В боевых действиях участия пока не принимаем, но ведь положение может измениться за день, даже за час. Что будет дальше со мной, постараюсь сообщить.

Мне очень хочется знать, как там у вас дела идут. Как школа учебный год закончила? Кто остался в данный момент? Там ли Немцев, Дмитриев, Щербаков, дома ли Базаров и прочие коллеги? Если кто из них на фронте, что пишут, и, может быть, знаешь их адреса.

Тем, кто остался, передай от меня горячий привет и пожелания успешно работать на укрепление военной мощи Родины. 16 июля 1941 года».

Вот, Дарья Александровна, что мы можем сообщить вам дополнительно о Павле Михайловиче Несмелове. Это замечательно, что вы пытаетесь наладить родственные связи. Как видим, род Несмеловых стоит того. Добавим к сказанному: сыновья Павла Михайловича Несмелова Валерий и Игорь уехали с матерью Эдитой Яновной Жагар в Ригу и обосновались там. Кто знает, быть может, они тоже стали учителями.

Удачи вам в поиске.

Редакция газеты
«Земля нижегородская».