Ключик оказался рекой
Еще в прошлом году ученые заинтересовались озером Ключик, расположенным вблизи города Ворсмы. Из него вытекает полноводный ручей Суринь, но откуда берется в нем излишек воды, если в озеро не впадает ни одна речка?
Местные жители всегда считали, что озеро питали подземные ключи и вытесняли его воду в ручей. И название отсюда — Ключик.
Когда исследователи замерили расход воды в озере, получилось, что из него в секунду вытекает 2200 литров. Тут уж название Ключик озеру никак не подходило, скорее Ключ… А может, и круче?..
На помощь исследователям пришли дайверы. При первом же погружении было выяснено, что максимальная глубина озера – 15 метров, а не 11, как считалось раньше. На дне озера дайверы обнаружили подводную пещеру – воклину, из которой с огромным напором вырывался ледяной поток воды. Это был уже не ключ, а подземная река.
Павловчанин Дмитрий Чебурков, аспирант Нижегородского педагогического университета имени Минина, участвовал в двух экспедициях, а всего их было четыре, вот что он рассказывает:
— Меня поразил бирюзовый цвет воды в озере, никогда в окрестных водоемах не видел такого. Последняя экспедиция обнаружила на дне озера мощный выход подземных вод из гипсоносной толщи грота. Там еще год назад заметили клубы мутной воды над источником, но подойти было сложно – ноги сводило от холода, и сильный напор буквально сносил. Дайверы погрузились на глубину, сделав съемку воклины и взяв пробы воды. Исходя из полученных данных, исследователи пришли к выводу, что речь идет о древней подземной реке.
Дмитрий Чебурков познакомил нас с руководителем экспедиции Андреем Асташиным. Он кандидат географических наук, доцент кафедры географии НГПУ имени Минина.
Нам повезло – очередная экспедиция отправлялась в Павловский район через пару дней, и мы могли стать очевидцами новых сенсационных открытий. Разве можно было отказаться от такой поездки?
Самая чистая вода — в озере, а вкусная – в болоте…
Уникальное озеро находится всего в трех километрах от Ворсмы, практически в окрестностях села Грудцина. Правда, часть пути пришлось преодолевать пешком — по грунтовой дороге, размытой дождем, наш водитель не рискнул ехать. Даже мощная машина нижегородских дайверов дважды застряла, но все-таки добралась до цели.
Зато мы, шествуя пешком через поле с высокой травой, смогли полюбоваться живописным пейзажем.
Вышли к крутому обрыву и ахнули: над головой лазурное небо, внизу — бирюзовое озеро, окруженное зеленой растительностью. Над чистой, прозрачной водой стремительно носятся стрижи — их гнезда в береговых норках.
Как оказалось, мы стояли над тем самым местом, где и находится воклина, откуда вытекает подземная река.
— Смотрите, даже сквозь толщу воды заметно небольшое волнение на поверхности, — показывает Андрей Асташин.
Приглядевшись, увидели на воде вспучивание.
— Бирюзовый цвет говорит о наличии в воде сульфатов, — продолжает Андрей Евгеньевич. – Интересен и рельеф дна, характерно проявление карста разного возраста. К сожалению, трудно сделать выводы, где у подземной реки исток, как и определить ее точный возраст. Можно лишь сказать, что она не старше 170 тысяч лет, река проходит через древние пласты, образованные еще в палеозойскую эру. Название озера свидетельствует, что здесь давно обнаружили реку, но не могли определить расход воды. Для нас она представляет научный интерес. По результатам эхолокации будет составлена батиметрическая карта озера.
Поговорили мы и со студентами Мининского университета, которые участвовали в экспедиции и даже пробовали воду из озера на вкус. Они охотно поделились впечатлениями.
— Я второй раз на озере, особенно много было эмоций, когда приехали сюда впервые, — не скрывает восторга первокурсница факультета географии Светлана Жмакина, измеряя эхолотом глубину. – Когда впервые на экране компьютера появились показания глубины, мы очень удивились.
— Когда закончим работу, обязательно в озере искупаемся, — продолжает Даша Завалова. — Холодная вода только около воклины, а там, где тина, намного теплее.
По словам будущих географов, трудностей они не боятся и с нетерпением ждут новых походов. Им уже приходилось попадать в разные переделки, и об этом они вспоминают с юмором.
— По заволжским лесам прошли почти сотню километров, даже мозолей не было, — улыбается Андрей Горячев. – Пытались вброд перейти речушку и сразу провалились по шею – думали, неглубоко. Видели пару лосей, полно волчьих и медвежьих следов. А вода самая вкусная… в болоте — это понимаешь только в походе. Правда, ее надо хорошо прокипятить.
Полчаса на дне
Нижегородские дайверы Павел Сиднев и Вадим Павлов долго готовились к погружению на глубину – надо быть уверенными на все сто процентов в исправности аквалангов.
И вот момент, который мы с нетерпением ждали, – дайверы, помахав рукой тем, кто остался на берегу, ныряют в воду. Наблюдаем за их передвижением на дне по пузырькам. Вот приближаются к воклине… Остановка… Топчутся на месте… Как мы потом узнали, течение не пустило их к цели.
Казалось, прошла целая вечность, прежде чем из глубины появился ярко-красный буй. Андрей Асташин осторожно вынимает из сумки бутылку с водой, взятой из воклины.
Вскоре выпрыгнул из воды второй буй. Это уже с пробой грунта. И снова минуты ожидания.
Более получаса пробыли дайверы на дне. Кроме забора проб, они отсняли на миниатюрную телекамеру строение подводной части берега.
— Хорошо поработали, — довольно улыбается Павел Сиднев, сняв маску. – Трудно было набрать бутылку воды, сносило течением. Когда пытался взять грунт, мелкие камешки вырывало потоком, но они не тонули, так и прыгали в этом потоке.
— Только очень холодно на дне, — признается Вадим Павлов, сбрасывая костюм. – Будем согреваться горячим чаем.
А грязи — целебные
Озеро Ключик давно привлекало к себе внимание. Здесь находится месторождение лечебной грязи — сапропеля. Ее природный запас оценивается специалистами в 123,8 тысячи кубометров. Сапропель используется не только в медицинских целях и косметологии, но и в сельском хозяйстве как органическое удобрение для растений и кормовая добавка для животных.
— Лет тридцать назад там даже хотели строить санаторий, — рассказывают активисты Павловского отделения Всероссийского общества охраны природы. – Грязь из этого озера обладает такими же лечебными свойствами, как и в крымских Саках. Что же касается подземной реки… О ее существовании догадывались, но думали, что это просто мощный ключик.
Это явление наблюдали и жители Грудцина, кто часто купается на Ключике. Обратили внимание и на то, что брошенные в воду монеты в месте расположения воклины не тонут, мощный напор воды выталкивает их наверх.
Однако информация о подземной реке, протекающей в озере, получила широкую огласку, лишь когда в Павловском районе побывала научная экспедиция, прежде речь шла все-таки о родниках, которые якобы питают озеро. Не было и данных о расходе воды и глубине озера. Да и саму воклину обнаружили только благодаря подводной съемке.
— Последние пробы грунта, взятые со дна, показали, что это известняк с содержанием доломита, — говорит Андрей Асташин. – Анализ воды еще раз подтвердил высокую концентрацию сульфатов. Ну а грязи есть в любом озере, которому много лет. Например, в том же Павловском районе в озерах Свято и Кусторка. И если эти запасы не использовать, водоемы быстро деградируют.
Руководитель экспедиции считает, что уникальное озеро Ключик должно быть включено в число памятников природы федерального значения, как и Светлояр. Сегодня это пока единственное озеро в регионе, имеющее такой статус.
Экспедиция завершила свою работу. Но это лишь на озере Ключик.
Светлана ГУНДОРОВА.
Павловский район.