Последний снимок
На заднем сиденье автомобиля лежал огромный букет красных роз. Нам предстояло сначала проехать 60 км до небольшого городка Пршелоуч на Полабской равнине. Потом покружить по деревням и местечкам, приближаясь к главной цели поездки — деревне Краснице. Там на берегу живописного озера находится братская могила партизан из отряда «Зарево», погибших в декабре 1944 года в неравном бою с фашистами. Их было шестеро: чехи, русские, украинцы, словаки.
Одним из них был родной брат моей бабушки, старший лейтенант Валерий Евгеньевич Букин. Родился он на Волге, в небольшом городке Сормово под Нижним Новгородом. Ему было всего шестнадцать, когда началась Великая Отечественная война.
На следующий день после ее начала шестнадцатилетний мальчик отправился в военкомат. Там уже стояли десятки его сверстников и сотни взрослых мужчин. Все они требовали немедленной отправки на фронт, чтобы защищать от фашистов Родину.
Валерий Букин хорошо учился и хотел быть врачом. Он был единственным сыном в семье. Его обожали родители и три старшие сестры.
Он был красивый, светлоглазый, светловолосый, веселый и добрый. К тому же высокий, крепкий, спортивный. Это позволило работникам военкомата закрыть глаза на его далеко не призывной возраст. Валерия отправили в Киевское военно-стрелковое училище, где проходили ускоренное обучение его сверстники, будущие боевые командиры.
Вскоре письма от него перестали приходить. Валерий был отправлен в действующую армию. Мама молилась, а сестры потихоньку плакали. Родные не знали, что он находится за тысячи километров от дома, в оккупированной фашистами Чехии. Не знали, что стал комиссаром партизанского отряда «Зарево» и выполняет опасные задания. Похоронная на Валерия Букина пришла в самом конце войны. Адрес захоронения в ней отсутствовал.
В семье Букиных осталась только одна фотография единственного сына, полученная уже после его гибели. На ней красивый девятнадцатилетний лейтенант Валерий Букин. Конечно, родные не забыли погибшего на войне брата. Берегли его дет-ские вещи, игрушки, книжки…
Моей родной бабушке, писательнице Тамаре Евгеньевне Томберг (урожденной Букиной), довелось дожить почти до ста лет. Всю жизнь вспоминала она любимого брата Валеру, рассказывала о нем и, как бесценное сокровище, хранила его фото.
Этот единственный снимок долго не давал мне покоя. Как могла остаться от воина-героя всего одна фотография? Волновал меня еще один вопрос: почему простые вещи на многие десятилетия переживают владельцев? Плюшевый медвежонок, с которым в детстве играл Валера, спокойно сидел дома на книжной полке, а про самого Валерия, героически погибшего в далекой стране, мы столько лет ничего не знали…
В моей юности мы любили фотографироваться. Искусство фотографии и кино значили в нашей семье особенно много, ведь муж бабушки, Владимир Эрнестович Томберг, был известным фронтовым кинооператором, в мае 1945 года снимавшим рейхстаг в освобожденном советскими войсками Берлине. Его киноматериалы вошли затем в знаменитые документальные фильмы «Берлин» и «Знамя Победы над поверженным Берлином».
1960-е годы… В небольшом чешском городке Пршелоуч был пионерский отряд имени старшего лейтенанта Валерия Букина. Чешские школьники заботились о братской могиле шести партизан-героев из отряда «Зарево», погибших в 1944 году в деревне Краснице.
В южном российском городе Краснодаре в 46-й средней школе в это же время был создан подростковый отряд «Красный следопыт». Ребята разыскивали родственников советских воинов, погибших на территории Чехословакии, и родственников чехов и словаков, сражавшихся в рядах Красной армии.
Краснодарские следопыты написали десяткам оставшихся в живых партизан отряда «Зарево». Сначала отозвался бывший радист Ульев, потом врач Павловский и боец Юрий Курасов. Удалось найти сведения и о легендарном командире Павле Васильевиче Федорове. Ребята не только нашли партизан, но и организовали их незабываемую встречу.
Вскоре юные следопыты двух стран объединили усилия. На празднование 20-й годовщины освобождения Чехословакии от гитлеровских оккупантов чешские пионеры из Пршелоуча пригласили в гости восьмиклассницу Валентину Доленко, лучшего поисковика краснодарского отряда «Красный следопыт».
Именно этот отряд помог чешским сверстникам найти родственников павших на территории Чехословакии партизан отряда «Зарево». Спустя некоторое время по адресу: город Горький, улица Новосовет-ская, 14 полетело письмо юных следопытов. Там жила тогда старшая сестра комиссара Валерия Инна Букина.
В письме была фотография скромной братской могилы, окруженной четырьмя белокаменными столбами, стоявшей прямо на опушке темного леса. Именно здесь, в небольшой избушке, решили переночевать семеро идущих с опасного задания партизан. Именно здесь застали их фашистские каратели и получили достойный отпор. Бой шел несколько часов. В живых остался только получивший тяжелые ранения словак Франтишек Новак. С места сражения его забрало гестапо.
На могиле были высечены имена геройски погибших партизан. Среди них имя 19-летнего комиссара Валерия Букина. И вскоре в День Победы сестры приехали на могилу брата. С ними был муж Инны Евгеньевны — Борис, по стечению обстоятельств тоже сражавшийся с фашистами на чешской земле, совсем неподалеку, в районе соседнего города Пардубице.
История партизанского отряда «Зарево» получила потом широкий резонанс. О нем много писали в Чехии. Пионерский отряд школы № 77 Сормовского района города Горького с гордостью носил имя своего земляка Валерия Букина.
Повезло и мне, восьмилетнему мальчишке. Мои родители, журналисты, работали в Праге. А я учился во втором классе посольской школы. На 20-ю годовщину Великой Победы над фашизмом наш класс поехал в Краснице. Там уже были юные следопыты из Пршелоуча, пионерский отряд, носивший имя моего двоюродного дедушки Валерия Букина.
Могила буквально утопала в прекрасных лесных цветах. Неожиданно мне, как родственнику героя, чешские учителя разрешили собрать на память букет незабудок. Моей детской радости не было предела. Дома я подарил всем по цветку.
…Шло время. Оно уже не было безоб-лачным, внятным и ясным. Многие исторические события бездумно пытались обесценить. Причем не только на далеком рассудочном Западе, но и на обильно политых безвинной народной кровью славян-ских землях.
Я уже давно был журналистом-международником и два года назад приехал работать в Прагу. Все чаще вспоминалась просьба умершей бабушки — хотя бы еще один раз посетить могилу ее погибшего брата. Но как мемориал может выглядеть сейчас? Ведь прошло много времени, в декабре 2014 года исполнилось 70 лет со дня героической гибели партизан отряда «Зарево». Нестареющая, немеркнущая память о Великой Отечественной войне была для нас важным нравственным ориентиром. Тем, что делает человека человеком.
Моя жена, известная журналистка, написавшая несколько документальных книг, происходит из военной семьи. Ее дед, генерал-майор Георгий Афанасьевич Афанасьев, был профессиональным военным. В 1915 году он закончил по первому разряду знаменитое Павловское пехотное военное училище, созданное в 1863 году в Петербурге по указу императора Александра II. Подпоручик Афанасьев прошел всю Первую мировую. Получил тяжелые ранения.
И потом всю жизнь защищал Родину. Во время Великой Отечественной войны генерал-майор Афанасьев был командиром 244-й Запорожской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии. Сражался под Сталинградом. Освобождал Славянск и Запорожье, Никополь и Одессу, Бендеры и Кишинев. Его дивизия выгнала фашистов из Румынии, Болгарии, Венгрии.
Его 19-летняя дочь, моя будущая теща, после окончания первого курса Московского медицинского института добровольцем ушла на фронт. Была фронтовой медсестрой, участвовала в Сталинградской битве. За спасение десятков раненых на передовой была награждена боевыми орденами. Было о чем поразмышлять нам с женой, стоя в мае 2014 года на воинской могиле в Краснице. Мы достали из машины красные розы и положили их к обелиску, на землю, политую кровью героев.
В Краснице ждали нас памятные встречи. Подошла к обелиску стройная белокурая женщина с мальчиком-подростком. Это была журналистка Итка Мышечкова из газеты «Пршелоуцкий Рошт». Она рассказала нам о неубывающем интересе читателей к истории Второй мировой войны, прокатившейся по их древней земле. Потянулись к обелиску местные жители, годами добровольно ухаживающие за воинской могилой.
С гордостью показали нам недавно поставленный памятный стенд, на котором запечатлены имена партизан. Это командир отряда капитан П. В. Федоров, радисты И. В. Тетерин и Е. Ф. Ульев, бойцы А. М. Белов, Б. Е. Жижко, Д. Б. Кулеш, Н. В. Болотин, А. И. Данилов. Обновили и фотографии воинов, героически погибших в их родной деревне. С одного из них, до боли знакомого снимка, спокойно смотрел вечно живой девятнадцатилетний комиссар Валерий Букин.
Алексей КАРЦЕВ.
(«Пражский телеграф».)