Конец гиганта
В середине дня распространились слухи о страшной трагедии, случившейся на окраине города, неподалеку от Центрального аэродрома, построенного на месте печально знаменитой Ходынки. Жители, живущие неподалеку, видели огромное облако дыма и ощутили запах гари…
Крылатый дворец
В тот день потерпел крушение 8-моторный самолет АНТ-20 «Максим Горький», равного которому не было в истории воздухоплавания. Из сообщения ТАСС: «Несмотря на категорическое запрещение делать в полете фигуры высшего пилотажа, летчик Благин стал делать мертвую петлю в непосредственной близости от самолета «Максим Горький», что и явилось причиной катастрофы…»
Действительно, сопровождавший АНТ-20 пилот на истребителе И-5 делал одну фигуру за другой. И вдруг… Один из маневров оказался неудачным, самолет Благина потерял скорость и врезался в правое крыло «Максима Горького». Удар был такой силы, что гигант накренился вправо, от него отделился черный капот. Затем оторвалась часть правого крыла, отлетела часть фюзеляжа с хвостом…
Неужели в той беде был виноват только один человек?..
Сам Горький, отдыхавший в Крыму, буквально взвыл волком, когда узнал о крушении аэроплана своего имени. Может, писатель ощутил дыхание собственной смерти? Жить ему и впрямь оставалось чуть больше года…
Тела пилотов и пассажиров — всего на борту было около пятидесяти человек — вместе с обломками самолета усеяли сады в поселке Сокол. Туда были оперативно посланы курсанты военных училищ, милиции, солдаты войск НКВД.
«Все в нем новое, все советское»
Это был не самолет, а роскошный крылатый дворец, который пилотировали восемь летчиков. «Максим Горький», которым восхищались не только советские люди, но и иностранцы, мог брать на борт более семидесяти пассажиров и был снабжен автопилотом отечественной конструкции. Размах крыльев 42-тонного гиганта составлял 63 метра.
В машине были пассажирский салон, отдельные каюты с прозрачным полом, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, кинозал, электростанция, телефон, фотолаборатория и даже типография!
«Все в нем новое, все — советское, — с гордостью писал корреспондент журнала «Техника — молодежи» в 1934 году. 7 тысяч лошадиных сил, сходящих с 8 винтов «Максима», оторвут его могучее тело от земли. Провожающие еще долго будут любоваться его темно-красными плоскостями, огромными буквами «МГ» и пятиконечной звездой.
Не успеет воздушный гигант скрыться от взоров провожающих, как на его борту закипит рабочая жизнь. И поплывет он над нашей страной, разбрасывая с борта видимые и невидимые зерна социалистической культуры — листовки и музыкальные звуки, смелые большевистские мысли…»
Прозорливость вождя
Тридцатые годы в СССР — время рекордов: спортивных, производственных, научных. В стране стремились выпускать продукцию лучше, качественнее, чем на Западе. И сделать нечто такое, чего за границей никогда не было. Кое-что удавалось, с иными задачами справиться не удалось. Например, остался неосуществленным проект возведения стоэтажного (!) Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. Когда было начато строительство уникального здания, грянула война. А потом проект отодвинули другие, более важные дела.
В пятидесятые годы на фундаменте дворца был создан самый большой в мире открытый плавательный бассейн «Москва». После распада СССР сооружение было разрушено. На этом месте возвели новый храм Христа Спасителя.
…Идея создания агитационного самолета «Максим Горький» впервые была оглашена в октябре 1932 года известным журналистом Михаилом Кольцовым. В тот день отмечалось сорокалетие литературной деятельности пролетарского писателя.
Впрочем, есть и другая версия, согласно которой Горький здесь ни при чем. Воздушный гигант собирались назвать именем руководителя СССР, но тот, поблагодарив за честь, отказался. Можно представить реакцию в мире, если бы с самолетом «Иосиф Сталин» что-нибудь случилось. И наверняка 18 мая 1935 года вождь, получив известие о несчастье, вспомнил свою прозорливость…
Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолета, в стране начался сбор денег на его постройку. За короткое время было собрано около шести миллионов рублей.
Конструкторы Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) во главе с Андреем Туполевым активно взялись за дело. Уже в апреле 1933 года они представили эскизный проект универсального самолета. Его можно было использовать как пассажирский и транспортный. В случае необходимости самолет превращался в бомбовоз, мог служить передвижным штабом для военных или политическим штабом.
4 июля 1933 года началась постройка АНТ-20, и менее чем через год, 24 апреля 1934 года, крылатую машину приняла специальная комиссия. 17 июня Михаил Громов совершил первый полет, который продолжался более получаса. Летчик-испытатель лестно отозвался о новинке, отметив, что самолет хорошо слушался штурвала и устойчив в полете. «Чудесная машина!» — резюмировал Громов.
Спустя два дня, во время встречи челюскинцев, «Максим Горький» пролетел над Красной площадью в сопровождении истребителей И-5. Рядом с гиган-том они казались забавными игрушками…
1 мая 1935 года «Максим Горький» снова пролетел над Красной площадью. Из его громкоговорителя неслись приветствия собравшимся на праздник москвичам. Все, кто был на празднике, включая Сталина, с гордостью взирали на огромную крылатую машину. Кто мог подумать, что до ее гибели оставалось чуть больше двух недель!
«Тихо реют траурные флаги…»
18 мая 1935 года на борт самолета взошли люди, имевшие непосредственное отношение к строительству АНТ-20, — техники, инженеры, конструкторы. Некоторые взяли в полет жен и детей. Желающих увидеть Москву с птичьего полета собралось так много, что на Центральном аэродроме к трапу выстроилась длинная очередь.
Остались кадры кинохроники, на которых запечатлены пассажиры, пребывающие в радостном возбуждении. Улыбаются в объектив летчики Иван Михеев, Николай Журов, бортинженеры, механики…
Вместе с «Максимом Горьким» в воздух поднялись еще два самолета. Один — истребитель
И-5, за штурвал которого сел упомянутый Благин. Это был опытный авиатор, летавший еще до революции, между прочим, друг Валерия Чкалова. На другом аэроплане — Р-5 — расположились операторы, снимавшие полет.
Говорят, за несколько часов до воздушного путешествия они с Благиным обсуждали детали полета, то есть какие фигуры высшего пилотажа тот должен выполнить. Об этом говорилось в секретной записке Сталину наркома внутренних дел Генриха Ягоды от 14 июня 1935 года. В ней, по сути, обличался Благин, который устроил кавардак в воздухе. Но поскольку за свои действия отвечать он уже не мог, виновными признали лишь документалистов, склонивших летчика к такому поступку.
Но что-то плохо верится, что Благин, профессионал высокого класса, мог поддаться на уговоры дилетантов — мол, покажи себя, получится эффектная хроника, которую можно будет показать Сталину. Тогда можно рассчитывать на похвалы вождя и солидное денежное вознаграждение.
Скорее всего, Благину откуда-то сверху приказали устроить «цирк» в воздухе, а когда все закончилось всесоюзным несчастьем, стали заметать следы. И все свалили на мертвого.
Вдова летчика Благина Клавдия Васильевна рассказывала, что супруг, получив задание сопровождать «Максим Горький» с выполнением трюка перед кинокамерой, накануне полета сказал: «Завтра опять лечу сопровождать эту «бандуру». Начальство приказало…» И добавила: «Ему что-то не нравилось в ходе испытаний «Максима Горького», кажется, неполадки в работе двигателей…»
Кстати, летчика, согласно официальной версии обвиненного в катастрофе, похоронили вместе с остальными жертвами, а семью обеспечили денежным пособием. Странно, правда?
Теперь — о газете «Правда».
После гибели «Максима Горького» там появились такие стихи:
«Тихо реют траурные флаги,
Вся страна склоняется,
как мать.
Очень нелегко, товарищ
Благин,
О твоей кончине горевать».
Говорят, у самого Сталина спрашивали: «Как быть с телом Благина?» Он вроде бы после паузы ответил: «Хоронить вместе со всеми». Значит, вождь был посвящен в детали злосчастного полета?
Фальшивка из Парижа
Прошло четыре месяца после катастрофы. И вдруг в парижской газете русских эмигрантов «Возрождение» появилось якобы предсмертное письмо Николая Благина, в котором он обличал режим Сталина:
«Братья и сестры! Вы живете в стране, зараженной коммунистической чумой, где господствует красный кровавый империализм… Хорошо запомните имена этих узурпаторов, этих людей, которые взяли на себя труд восхвалять самих себя и которые называют себя мудрыми и любимыми народом…
И так далее в том же духе. Но главное было в конце:
«…Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит имя негодяя Максима Горького! Таким способом я убью десяток коммунистов-бездельников, «ударников» (коммунистических гвардейцев), как они любят себя называть….
Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ! Москва, 17 мая 1935 года».
Письмо было признано фальшивкой. Ни стиль, ни манера изложения не были свойственны Благину. «Да и как он мог убить людей, которых хорошо знал и со многими дружил?!. К тому же там были женщины, дети. Они-то при чем? — возмущалась Клавдия Васильевна. — Нет, я в это не верю! Николай Павлович был отзывчивый, добрый человек…»
Похоже на правду. Тогда кому нужно было это письмо? Не тем ли людям, что обвинили Благина в несметных жертвах для окончательной, так сказать, дискредитации?
…После гибели «Максима Горького» было решено построить его аналог. Конструктор Туполев внес в проект АНТ-20 ряд изменений, поставил более мощные моторы. Машину испытал Громов, затем он перевозил пассажиров по маршруту Москва — Минеральные Воды. Во время Великой Отечественной на самолете-гиганте перевозили военные грузы. В одном из рейсов, в декабре 1942 года, он разбился при посадке…
Валерий БУРТ.
(svpressa.ru)