Posted in Семья
14.05.2015

Мэйсон и Яшка остаются у руля

Два года назад зимой в фермерском хозяйстве Рифката Хайруллина случилось несчастье: у привезенных из Выксы овец обнаружили опасную инфекцию — бруцеллез. Мы приехали в село Леухово, когда здесь уже был объявлен карантин и выставлен полицейский пост. Заболевшие овцы умирали одна за другой. А ведь фермер был уверен, что приобрел здоровых овец, по крайней мере, это подтверждала справка, выданная в выксунской ветслужбе.

В итоге пришлось всю отару — и старый, и новый скот — пустить под нож…

— Даже вспоминать об этом не хочу, до сих пор тяжело на душе, по рукам ударили, — признается Рифкат Ахметович. — В одночасье было уничтожено 150 овец и 82 ягненка. Миллион потерял, вернули только затраченные деньги на покупку животных.

К тому времени в соседнем селе Сурулове уже была готова ферма, куда Хайруллин собирался перевести скот. Ремонт обошелся в миллион рублей. Там он и решил разводить птицу — не пропадать же помещению. Тем более опыт имелся: выращивал индюков, бройлеров, гусей, уток и даже страусов. От покупателей не было отбоя.

Пришлось снова переоборудовать ферму.

В помещении тепло и сухо. Птицы не любят сквозняков, особенно павлины. Они прибыли из теплого Краснодара. Павлинов свыше 20, но было в два раза больше: экзотические птицы пользуются спросом. Самцы с красивым оперением — зеленые, белые, черноплечие, на их фоне самки кажутся просто дурнушками.

— На следующий год будут нестись, — рассказывает Тимур, сын Рифката. — Яйца павлинов дорогие — 800 рублей штука. Птицы неприхотливые, питаются куриным кормом и травой. Сейчас будем формировать гнезда для семей.

А кур привезли перед Новым годом аж из Франции — тысячу суточных цыплят. Заграничные куры миниатюрные, зато яйца крупные и белые. Скоро начнут нестись.

Напротив тоже карликовые куры японской породы шабо — пестрые несушки.

— Очень хорошая порода, — хвалят хозяева. — Мы их на выставке в Москве приобрели по полторы тысячи рублей за одну. А продаем по 700 рублей. У нас и яйца по 100 рублей, когда другие продают по 300. Цыплят-бройлеров реализуем по 45-50 рублей, хотя везде в основном по 80. Со сбытом нет проблем. Ушли и две тысячи голов цесарок, и тысяча голов уток.

— Хотим создать родительское стадо — до тысячи голов индюков, — добавляет Тимур Хайруллин. — Летом вся птица будет в вольере.

Заморских кур решили больше не разводить — слишком дорогое удовольствие. Много хлопот и со страусами, малышей приходится выпаивать йогуртом из пипетки. Зато выращивать остальных птиц одно удовольствие!

Недавно в фермерском хозяйстве появился инкубатор, рассчитанный на 45 тысяч яиц. Не новый, но благодаря Тимуру он обрел второе рождение.

— Поменял все приборы на современные. Теперь здесь сплошная автоматика, — показывает мастер.

Для птичьего царства приходится покупать много зерна — ежемесячно требуется 5 тонн.

— У нас натуральные корма, никакой химии, — говорит Рифкат Хайруллин. — Прочли много специальной литературы, чтобы знать, как правильно кормить и предотвращать инфекции. Хочу отправить сыновей на месячные курсы в Ставрополье, пусть учатся. К нам тоже многие приезжают из других районов набраться опыта.

Жаль, не суждено было долго просуществовать в Леухове бесплатному зоопарку, где жили буйволы, верблюд и ослики. Когда начался бруцеллез, с ними пришлось расстаться. Зато появились лошади. Живы остались американский козел породы ламанчи по кличке Мэйсон и ослик Яшка. Они теперь предводители в птичьем царстве.

— Будем развиваться, — улыбается Рифкат Ахметович. — О старости не переживаю: пенсию себе обеспечил. Есть кому передать дело — сыновья тоже увлеклись сельским хозяйством. Мы готовы к любым санкциям и импортозамещению. Туго будет с продуктами — приезжайте!

Светлана ВЛАДИМИРОВА.

Сосновский район.