Чтение газет как элемент культуры
Печатные издания распространяются двумя каналами — через подписку и розницу. Но точек продажи остается все меньше и меньше. Можно ли исправить положение? Об этом в беседе с первым заместителем министра информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области, ответственным секретарем издательского совета Евгением Муравьевым.
— Евгений Витальевич, согласно соцопросам, 73 процента россиян пока не готовы отказаться от чтения печатной периодики, несмотря на то, что аудитория электронной прессы стремительно растет. Так что печатная пресса востребована обществом.
— Кстати, отмечу, что, пережив моду на электронные книги, многие сегодня вновь возвращаются к обычным книгам. Это, конечно, дело вкуса, но взять с книжной полки изданную в качественной типографии на хорошей бумаге красивую книгу или просто включить планшет – две совершенно разные вещи. Нам, безусловно, нужно не просто сохранять привычку, но и культивировать любовь людей к чтению. А чтение газет – элемент повседневной культуры во всех цивилизованных странах.
— Но согласитесь, печатной прессе трудно конкурировать с электронной уже хотя бы потому, что она более затратна. И в плане производства, и в плане распространения.
— Вы правы: бумага, типографские услуги, распространение растут в цене. А доходы редакций от рекламы в нынешних условиях сильно упали. Надеяться же только на господдержку – это бесперспективный путь. Газете прежде всего нужно быть интересной для читателя, стать такой, чтобы читатель захотел ее приобрести. А это уже зависит от содержания или, как сейчас говорят, контента. Здесь на первый план выходят профессионализм журналистов и менеджмента каждого издания. А как иначе — конкуренция, побеждает тот, кто наиболее интересен читателю. А он голосует рублем!
— У печатных СМИ одна из главных проблем – как дойти до читателя. У электронных проще – купил компьютер, подключил Интернет и читай на здоровье. А печатную газету еще надо где-то купить. Как организована система реализации газет в Нижегородской области?
— Если говорить о системе продажи газет, то на территории области (включая Нижний Новгород) сегодня действует 1136 торговых объектов, реализующих печатную продукцию. То есть получается одна торговая точка примерно на 2200 человек. Из них 655 – это киоски, а остальные — торговые объекты внутренней дислокации, расположенные в административных зданиях, бизнес-центрах, больницах, магазинах, почтовых отделениях.
Но если считать только специализированные киоски прессы, то по результатам мониторинга, проведенного Ассоциацией распространителей печатной продукции в прошлом году, Нижегородская область заняла по обеспеченности населения киосками прессы только 32‑е место: один киоск примерно на 5 тысяч человек, что вдвое ниже норматива. Это, конечно, не может нас не тревожить.
В общем объеме распространения периодики в рамках 52 муниципальных районов и городских округов области на подписку приходится более 90 процентов.
В 30 муниципальных районах в системе распространения печати киоски прессы совсем не используются. Розничная торговля печатной продукцией там ограничивается в основном возможностями отделений почты. Поэтому развитие сети розничного распространения периодической печати в районах области было и остается одной из приоритетных задач.
— И как вы намерены ее решать?
— У нас в регионе действует межведомственная рабочая группа. Она в постоянном режиме анализирует состояние розничной сети по распространению прессы, содействует ее развитию и расширению.
Могу сказать, что заметный прогресс в этом плане отмечается в крупных городах и районных центрах – таких, как Дзержинск, Арзамас, Балахна, Богородск, Выкса, Павлово, Лысково. Киоски прессы обычно устанавливаются на центральных улицах и площадях, вблизи административных зданий, около торговых и культурно-досуговых центров и других мест массового скопления людей.
— На какую поддержку могут рассчитывать предприниматели, занимающиеся розничной продажей газет и журналов?
— Еще в июле 2013 года из-за серьезного сокращения розничных продаж печати по всей стране Минкомсвязи РФ выпустило Рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий в субъектах Российской Федерации. На основании этого документа
мининформ Нижегородской области разработал Рекомендации по развитию региональной системы розничного распространения печатной продукции. Там прописаны дополнительные меры по поддержке отрасли с учетом особенностей нашего региона.
Наше министерство активно работает над тем, чтобы главы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области серьезно отнеслись к этому документу. И в части разработки оптимальных схем дислокации торговых объектов, и в части адекватной (льготной) арендной ставки.
Расчет количества киосков прессы мы рекомендуем производить, исходя из следующих ориентиров: в городах Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров, Павлово, Кстово, Бор, Выкса и Балахна — не менее одного киоска прессы на 1500 человек; в районах области — не менее одного киоска на 2500 человек; а в населенных пунктах с населением менее 50000 человек — не менее одного киоска на 4000 человек.
Рекомендуемая площадь киоска прессы — не менее 9 м2, павильона – до 50 м2. Архитектурное и декоративное оформление киосков прессы в пределах одного населенного пункта рекомендуется выполнять в едином стиле. И печатная продукция там должна составлять в общем ассортименте не менее 60 процентов.
Органам муниципальной власти рекомендуется также содействовать использованию киосков прессы для предоставления рекламных услуг и платных (при наличии контрольно-кассовой техники) услуг для населения. Схему дислокации киосков прессы в населенном пункте нужно выстраивать таким образом, чтобы она была удобной большинству его жителей.
Мы, конечно же, понимаем, что важнейшим условием успешной работы розничных сетей по реализации печатной продукции является применение органами муниципальной власти льготных расценок на аренду киосков прессы. Поэтому мы рекомендуем применять здесь следующие арендные ставки: для Нижнего Новгорода — не выше 30 рублей за квадратный метр в месяц, для городов Дзержинск и Арзамас — не выше 20 рублей, для городов с населением до 100 тысяч человек и сельской местности — не выше 5 рублей за квадратный метр в месяц.
Подключение киосков прессы к электросетям и согласование места их размещения со службами энергоснабжения и экологического надзора рекомендуется осуществлять в срок не более одного месяца. А плату за использование опор наружного освещения рекомендуем вообще не взимать.
Главам муниципалитетов нужно понять, что при сложившейся рыночной конъюнктуре обеспечить расширение и эффективное функционирование сети розничного распространения прессы можно только в том числе и при поддержке органов муниципальной власти.
— Будем надеяться, что работа принесет свои плоды: газетные киоски не исчезнут с улиц наших городов и поселков и мы по-прежнему сможем покупать свежую прессу.
— Да, и в заключение хочу еще раз подчеркнуть, и чтобы главы муниципалитетов это понимали, что все действия и планы правительства области в сфере распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции направлены на обеспечение свободного доступа граждан к источникам информации, свободной конкуренции на рынке периодики, и главное – информационной безопасности личности и всего нашего общества.
Беседу вел
Владимир ТАРАСОВ.