Posted in Экономика
12.02.2015

Сначала просчитать, потом решить

ОСНОВНЫЕ силы бросили на строительство животноводческих объектов. Пустили в эксплуатацию летний лагерь, оборудованный молокопроводом. Установили там танк-охладитель. Затратно, конечно, зато не надо оборудование переносить с зимних квартир на летние.

Готов профилакторий для телят. Сделали его большим, на четыре отделения. Три будут заняты, а еще одно — свободно. Так и резерв есть, и дезинфекцию проводить удобнее. Профилакторий возвели из бруса. На своей делянке заготовили лес, на своей же пилораме распилили, сами собрали. Такой подход значительно удешевил строительство.

Вообще слово «удешевить» в разговоре с Ниной Александровной звучало часто.

— В этом году купили на пилораму новое оборудование, — рассказывает она. — Производительное, мощное. У нас делянка 2000 гектаров. Лес пилим и для нужд хозяйства, и на продажу. А горбыль, срезы идут на отопление, подогрев воды…

Раньше для этих целей использовали электроэнергию. Счета за электричество приходили заоблачные. А как на дрова перешли, расходы в разы сократились. Сотрудники энергосбыта долго не верили в то, что показания предприятие передает верные. Приезжали несколько раз с проверками. Итог: все точно, никакого обмана.

— В 2013 году построили двор на 200 голов, — продолжает Нина Александровна. — Возводили его с нуля, по областной программе. Еще два двора реконструировали, на каждом установили современное оборудование. Теперь с дойным стадом, в котором 525 голов, работают 13 доярок, в том числе подменная…

Один двор в порядок привести не успели, а он очень нужен, чтобы содержать молодняк. Уже и проект смотрели в Кировской области. Все просто: стены, поилки, беспривязное содержание.

— В ближайшее время хотим съездить, изучить детально, — делится планами Нина Сурина.

В проекте Нину Александровну больше всего смущает… беспривязное содержание. В «Семьянском» основное стадо содержится на привязи. Пока еще буренки не готовы к вольной жизни.

— Они у нас не комолые, есть опасения, что могут поранить друг друга, — приводит Нина Александровна аргументы. — И по скорости молокоотдачи коровы разные, мы их не отбираем по такому признаку. А если переходить на беспривязное содержание, нужно покупать доильную установку и вести отбор…

Хотя в будущем, возможно, в хозяйстве дадут буренкам свободу. Стали использовать семя, чтобы телята рождались комолыми. А это работа на перспективу, шаг к новым технологиям.

Буренок в «Семьянском» ценят. Они главные кормилицы, основная прибыль в хозяйство поступает от молочного животноводства и от продажи молодняка.

Предприятие является племзаводом по разведению швицкой породы. Пусть она не такая продуктивная, как черно-пестрая или голштинская, зато в меньшей степени подвержена заболеваниям. В «Семьянском» у буренок никакого лейкоза нет, и с копытами проблем тоже не наблюдается.

Может, потому в последнее время спрос на телок швицкой породы так вырос. Молодняк продают не только в Нижегородской области, реализуют в соседние регионы, а недавно звонили из Ставрополя, интересовались, что и как.

— По итогам года от каждой коровы получили около 6000 килограммов, — говорит Нина Александровна. — Молоко идет только выс-шим сортом, с высоким процентом жирности и содержания белка…

Качество молока напрямую зависит от кормов, им в хозяйстве уделяют большое внимание. Недавно отказались от дробины — плохо усваивается. А зачем тратить деньги на то, что не приносит результата? По этой же причине отказались пока от выращивания кукурузы на зерно. Его ведь еще нужно до ума довести: либо через плющилку пропустить, либо дробить. А это опять же затраты.

Пошли своим путем. Построили вместительную силосную яму. Ставку делают на фураж.

Вся территория, на которой расположен животноводческий комплекс, огорожена, находится под охраной. Введена пропускная система, вахтеры ведут журнал, где четко фиксируют: кто и когда вошел или вышел.

— Иногда у кого-то бывают претензии: мол, зарплата в этом месяце меньше, — не скрывает Нина Александровна. — Смотрим журнал, а работница ферму покидала раньше положенного — значит, обязанности выполняла абы как. Отсюда и потери в заработке…

Вообще, в «Семьянском» работников не обижают. И дело не только в зарплате, которую выплачивают без задержек и по мере возможности стараются поднимать. В помещении проходной одна комната отдана под сауну. Нашлось место и библиотеке. Сейчас она разрослась до нескольких стеллажей, плотно-плотно уставленных книгами. Доярки с удовольствием берут книги домой.

Если с проходной животноводческий комплекс начинается, то в лаборатории ведется основная племенная работа. Марина Ладейнова на предприятие пришла после работкинского колледжа. Она учетчик по племенному делу. Каждому родившемуся теленку присваивает номер. Данные о новорожденном заносит в компьютер. Впоследствии «дело» каждого теленка растет.

Каждый год у животных берут кровь и отправляют на генетиче-ский анализ. Полученные результаты еще ни разу не разошлись с данными Марины Вячеславовны. Получается, работает со стопроцентным качеством.

— Работать стало очень интересно, — говорит она. — По результатам исследований отбираем лучших телок, остальных выбраковываем…

В соседнем помещении расположилась молочная лаборатория. Анализ продукции делают сами, так и дешевле получается, и сведения о качестве поступают оперативно.

— У нас работа налажена четко, каждый знает, что и когда делать, — говорит Галина Брагинец, заведующая фермой. — Потому и результатов таких добиваемся.

Юлия МИНДАЛЁВА.