Posted in Семья
22.01.2015

Гонит от прилавка в ценниках прибавка

Корреспонденты «ЗН» изучили ситуацию на продовольственном рынке

Решили идти напрямую

Фермеры хотят  быть ближе к потребителю, и нынешняя ситуация этому способствует

Семья Царьковых из деревни Обход уже несколько лет задает тон фермерскому движению на ардатовской земле. В числе первых она включилась и в решение новой задачи. Речь о насыщении рынка отечественными продуктами питания. Фермер­ская чета решила наладить собственную переработку сельхозпродукции и ее продажу в городе.

В СВОЕ время они приобрели один из дворов развалившегося колхоза в Майдане. Провели реконструкцию без помощи со стороны. Теперь ферма на 200 голов скота образцовая.

Размещен скот только на одной половине двора, вторая используется как кормохранилище и служит резервом для будущего развития. И уже вскоре этот резерв придется использовать.

— Поголовье составляет сейчас 100 голов КРС, — поясняет глава хозяйства Сергей Царьков. — Из них почти 70 — дойные коровы. А это значит, что скоро ставить скот будет некуда. Уже сейчас телят перегоняем на старый двор. Выходит, пора переделывать вторую половину нового двора, чтобы выйти на расчетное количество скота в 200 голов. Мы ведь планируем наращивать маточное стадо, отбирая только лучших телочек на племя, и повышать его продуктивность.

Надои на царьковской ферме сегодня одни из лучших в районе, от каждой буренки получают в среднем по 15,5 кг молока. Но супруга фермера Надежда Сергеевна сетует, что это не слишком много. В ее планах существенная прибавка.

Плюс достигается уже сейчас за счет использования свекловичного жома и комбикормов с биодобавками. Зерно используют свое. На своей дробилке делают комбикорм.

А вот сено Сергей Федорович до сих пор зарабатывал в других хозяйствах, получая процент за посев и косьбу. Но решил стать самодостаточным и в этом направлении. Этой осенью купил семена люцерны, клевера и тимофеевки. Не придется больше сено издалека возить.

Техника для работы на земле у фермера вся есть.

С реализацией молока проблем у фермерской четы нет, скупщики берут его очень охотно. Все молоко высшего сорта — жирность больше 4 процентов, и содержание белка высокое. Но закупочная цена… Они сдают молоко перекупщикам по
17 рублей, а те продают втрое дороже.

Посоветовались Царьковы с сельхозуправлением и решили обратить внимание на новую
для себя сферу деятельности.

— Мы сегодня всем фермерам советуем напрямую работать с покупателем, — рассказывает начальник управления Виктор Михеев. — Это отвечает и задачам государства по стабилизации цен на рынке продуктов питания. Начать хотя бы с продажи молока с машины прямо по селам. В деревнях сейчас почти не держат коров, молоко раскупят свои же соседи. Царьковым мы посоветовали и переработку наладить. Сергей Царьков, кстати, уже проторил дорожку в Саров — реализует там молочную продукцию. Мы предлагаем охватить в будущем и Арзамас. Не только молоко, но и творог, и сметану люди готовы покупать. У нас в районе есть примеры. В селе Леметь все жители издавна этим живут: варят творог, делают сметану, продают это на рынках всех окрестных городов…

Надежда Царькова соглашается, что перспективы у нового направления есть:

— Цехом нашу переработку пока не назовешь, делаем все на дому, но поставим в будущем и цех. Пока предлагаем на продажу молоко, творог и сметану, а в дальнейшем почему бы не заняться и сыром? Наше хозяйство только еще начинает работу в переработке и торговле, но мы уверены в успехе.

Александр КУРИКОВ.

Побороть зависимость

Минсельхоз РФ ищет пути поддержки сельхозпроизводителей

Запрет на ввоз продуктов питания из стран Евросоюза и США стал ответом России на череду экономических санкций, вводимых Западом против нашей страны. Прозвучал он в августе прошлого года. И сразу же появился термин «импортозамещение». Причем «замещать» российскому производителю надлежит не только товары, но и технологии. Все это нашло отражение в государственной программе «Развитие сельского хозяйства на 2013‑2020 годы». В прошлом году в нее были внесены изменения.

— В документе сохранены все меры поддержки, которые были приняты ранее, и предусмотрены новые, — отметил в интервью «ЗН» Владимир Лабинов, директор департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства РФ. — Программа принята с увеличением финансирования.

Основное внимание — молочному животноводству. И это неудивительно. По итогам 2014 года производство молока в России увеличилось на 0,2 процента, а цельного — упало на один процент. Правда, производство сыра и масла увеличилось. Но на показатели, заложенные в доктрине по продовольственной безопасности, выйти никак не удается. Тем более, за год на 200 тысяч голов в России поредело стадо крупного рогатого скота.

— Из федерального бюджета будем компенсировать затраты, связанные со строительством и реконструкцией дворов, при условии увеличения поголовья коров, — сказал Владимир Витальевич. — В программе примут участие и регионы. Поддержим кооперативы по сбору молока в малых формах хозяйствования. В 2017 году из федерального бюджета будут выделены средства на проведение работ по идентификации сельскохозяйственных животных. Начать планируем с молочного скота, с племенных хозяйств.

И еще одно новое направление — создание селекционно-генетических центров. Оно стало актуальным в последнее время, когда руководство страны поставило задачу по разработке своих технологий. Это касается и племенной работы в животноводстве — не секрет, что быков-производителей покупаем за границей, и семян высокоурожайных гибридов сельхозкультур. На это не раз обращал внимание председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Возможно, с появлением таких центров дело сдвинется. Но тут уже многое зависит и от науки.

— Что касается мясного скотоводства, то все меры под-держки остаются в силе, — сказал Владимир Лабинов. — По итогам 2014 года производство свинины и мяса кур в России выросло. С говядиной сложнее. Ее тоже получили больше. Но это не высококачественное мясо, рост достигнут как раз за счет сокращения общего поголовья КРС.

В почете пока редкие для нас виды мяса. Министерство сельского хозяйства РФ предлагает фермерам активнее заниматься разведением уток, перепелов, уделить внимание производству конины. Тем, кто содержит овец, предполагается оказание поддержки, чтобы выгодно было получать не только баранину, но и шерсть.

Однако развивать животноводство, пока российское зерно в больших объемах утекает за рубеж, смысла нет. Поэтому в конце прошлого года и была введена экспортная пошлина на зерно. Мера эта не временная, принята всерьез и надолго. Подтверждение тому планы минсельхоза: в 2015‑м избавиться от зависимости от поставок извне мяса кур, к 2017‑му — свинины.

— О реализации продукции в новой программе речь тоже идет, — говорит Владимир Витальевич. — Для того чтобы собирать продукцию фермеров, существуют кооперативы. Но пока в стране эта система слаборазвита, сделать в заданном направлении предстоит еще немало. Нужно учиться и самим аграриям выводить на рынок свою продукцию, заявлять о себе. Также предусмотрено выделение средств на создание логистиче-ских центров.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Пора возрождать народный контроль?

Наиболее активные жители предлагают присвоить ему официальный статус

— Вдвое, втрое, а вот даже вчетверо… — женщины проходили мимо магазинных полок и изучали ценники. — Только посмотрите, самые нужные продукты подорожали больше всего.

В ходе рейда по торговым точкам с активистками проекта «Народный контроль», о котором наша газета уже рассказывала, стало понятно: весьма значительно подорожали многие товары, в основном продукты питания.

Полки магазинов по-прежнему полны, но людей возле них заметно поубавилось.

И дорожают-то зачастую товары местного производства, не имеющие прямого отношения к международным санкциям против России и нашим запретам на ввоз некоторых видов продукции из-за рубежа.

— Думается, рост цен зачастую ничем не обоснован, кроме сговора производителей и торговцев, — считает активистка «Народного контроля» Вера Жарцева.

О контроле за ценообразованием женщины знают не понаслышке. Кто-то в прошлом был общественным контролером, а некоторые активистки даже сохранили удостоверения инспекторов народного контроля СССР. Вот уже несколько лет они проводят рейды по торговым точкам Арзамаса. Сначала действовали по собственной инициативе, а потом почин был замечен, и проект перешел под эгиду «Единой России».

— Когда беседуешь с работниками торговли, чаще всего слышишь: «Мы-то не виноваты, хозяин заставляет цены поднимать», — рассказывает заместитель председателя городского совета ветеранов Нина Пронькина. — Прошлись по магазинам — везде разные цены, даже в торговых точках одной сети.

Действительно, сахар, например, продают по цене от 50 до 64 рублей за килограмм.

— Люблю сама солить скумбрию, — продолжает Нина Васильевна. — Но она с 50 рублей подскочила до 122. Горбуша и вовсе взлетела до 500…

Не готов повернуться лицом к покупателю даже рынок. Цены там порой еще выше, чем в сетевых магазинах. Вот и приходится на поиск продуктов по приемлемой стоимости тратить половину дня.

Женщины считают, что самое разумное — не создавать ажиотажа. Отказаться от покупок нельзя, но и повышенный спрос создавать себе дороже.

— В СССР на яйца со сроком реализации три недели под конец цену снижали, меняя категорию товара, — включается в разговор Нина Швецова. — По правилам торговли это должно делаться и сейчас, но, увы, такое происходит довольно редко…

Проблему недобросовестной торговли надо решать на уровне страны, уверены активистки «Народного контроля», но начинать нужно с города.

— Администрация должна проводить регулярные встречи с производителями продуктов, торговцами и напоминать о социальной задаче. Такие мероприятия должны освещаться журналистами, чтобы видно было спекулянтов, — считают женщины.

— Проект «Народный контроль» мог бы сыграть весомую роль, — уверена Нина Пронькина. — В течение долгого времени после того, как наши рейды широко осветили в СМИ, ситуация в торговле города была лучше. Ценообразование, качество продуктов, сроки реализации выдерживались строже. Но потом торговцы поняли, что полномочий у нас нет, и дела пошли на спад. Значит, надо подумать, как решить этот вопрос…

Нина Пронькина с 1970‑х годов возглавляла специализированную народную дружину при Арзамасском кооперативном техникуме. Штат дружины составлял 250 человек. Такими силами девушки проверяли за раз всю торговую сеть города. Контролеры имели право на составление актов о нарушениях, снятие товаров с реализации. Дружина тесно сотрудничала с областной госторгинспекцией, которая и выдавала дружинникам удостоверения.

— Если «Народному контролю» предоставить официальный статус, торговля будет прислушиваться к замечаниям, — убеждена Нина Васильевна. — Ежедневные рейды, сбор данных о меняющихся ценах с требованием обоснованности их роста дали бы ощутимый эффект.

Александр КУРИКОВ.

Выше инфляции

Как сказал в одном из недавних выступлений премьер‑министр России Дмитрий Медведев, страна оказалась на перекрестье нескольких кризисов, вызванных разными причинами. Переориентирование торговли, обусловленное санкциями, попытки импортозамещения, валютный кризис, связанный с мировыми ценами на нефть, сказываются и на ценах на продукты питания, в конечном итоге, на кошельках простых граждан.

Невооруженным глазом видно, что цифры на ценниках в магазинах ползут вверх. Скорость, с которой это происходит, заставляет людей нервничать.

По данным мониторинга на 25 наиболее популярных продуктов питания, который проводит управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, за последние два месяца, с ноября по январь, стоимость некоторых продуктов выросла значительно.

Одним из лидеров роста в Нижегородской области оказалось подсолнечное масло, которое подорожало на 14,5 процента. В ноябре 2013 года оно стоило 65 рублей, в ноябре 2014‑го – 68 рублей, сейчас, спустя два месяца, – уже 79 рублей. Рост этот выше инфляции. На этот товар гораздо сильнее внутренней ситуации на рынке влияет «валютный фактор».

Другой продукт, цены на который ведут себя нестандартно, — сахарный песок. В конце прошлого года подорожание сахара в магазинах продолжилось, несмотря на окончание периода переработки свеклы. В стране он стал одним из лидеров по росту цен в 2014 году. Возрастающее предложение осенью обычно сбивает цены, которые растут весной и летом, но на сей раз такого не случилось. Эксперты говорят, что это произошло в основном из-за падения курса рубля.

Согласно мониторингу нижегородской антимонопольной службы, за два последних месяца стоимость сахарного песка выросла аж на 34 процента.

Подорожали яйца, лук репчатый и ряд других продуктов. Но стоит отметить, что цены на другую еду остаются практически на прежнем уровне. Так, цена на пшеничный батон за два месяца увеличилась на 0,25 процента, на ржаной хлеб – на 3,5, на сливочное масло – на 1,9 процента. А молоко за это время даже чуть-чуть подешевело.

Как заметил в своем интервью одному из нижегородских телеканалов руководитель региональной антимонопольной службы Михаил Теодорович, страхи – вот, что сейчас влияет на ситуацию на рынке. Страхи эти нередко подогреваются недобросовестными продавцами. Так, недавно руководитель одной крупной российской компании заявил, что сахар продолжит дорожать, тем самым, по сути, призвав других продавцов поднимать цены. Антимонопольная служба вынесла ему предупреждение.

Многие продавцы вместо того, чтобы спокойно торговать и получать свою прибыль, пытаются играть на повышение цен. Нижегородская область, к сожалению, не исключение. На «горячую линию» УФАС звонят жители Нижнего Новгорода и районов области, сообщают о необоснованном росте цен. Случается, что в магазинах продавцы резко увеличивают стоимость определенного товара, смотрят, «проглотят ли наживку» покупатели. Как раз против таких случаев борется антимонопольная служба.

В прошлом августе в области начала действовать межведомственная рабочая группа при участии прокуратуры, которая следит за ситуацией и проводит проверки в торговых точках, где был замечен необоснованный рост цен.

Покупателям же можно посоветовать быть спокойнее и хладнокровнее, не создавать ажиотаж вокруг некоторых видов продуктов, тем самым провоцируя торговлю на повышение цен.

Тем временем

Проверяют сети

Резким ростом цен на многие продукты питания заинтересовалась Генеральная прокуратура. Ее сотрудники проверяют крупнейшие розничные сети в различных регионах страны.

Проверяющие интересуются ростом цен на социально значимые товары. В том случае, если после 12 января стоимость товара выросла, требуют обоснование и документы от поставщиков.

К социально значимым товарам относится более 20 видов продуктов, включая мясо, яйца, рыбу, молоко, масло, хлеб, рис, гречку, вермишель, картофель, морковь, яблоки, сахар-песок, соль.

Согласно закону о торговле правительство может воспользоваться правом на госрегулирование цен на такие товары, если в течение 30 дней они подорожали на 30 процентов и более. В подобных случаях правительство может устанавливать в регионах, где это произошло, предельно допустимые цены на срок до 90 дней.

До сих пор такие ограничения не вводились ни разу. Однако в декабре, по данным Росстата, ряд продуктов вырос в цене более чем на 30 процентов.

Что касается этого года, министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров считает: цены на продукты вырастут не больше чем на 10‑15 процентов.

— С учетом мер государственной поддержки АПК, направленных на снижение рисков сельхозтоваропроизводителей, продовольственная инфляция в 2015 году не должна превысить этих пределов, — сказал Николай Федоров. — Делаем все, чтобы удержать рост цен…

В прошлом году, по данным Росстата, продукты питания подорожали на 15,7 процента. С 1 по 12 января потребительская инфляция уже составила 0,8 процента.