Posted in Благовест
27.11.2014

Сказочная птица снова поет

Спасское — село с историей. Основано еще в 1399 году. Но нелегко в то время пришлось местному люду. То монголо-татары житья не давали, то разбойничьи отряды разоряли тех, кто побогаче. А в XVII веке Спасское приобрело славу крупного ремесленного села. В округе развивались кожевенное производство, действовали овчинные мастерские и льнопрядильная фабрика. Местные гончары славились далеко за пределами Спасской волости.

ИЗ ГЛИНЫ делали посуду на радость хозяйкам, игрушки — на потеху ребятне. Продавали тут же, в Спасском, где шумела крупнейшая ярмарка. А покупателей зазывали художественным свистом. Спасская свистулька, с помощью её и приманивали народ, пела по-особому. У каждой свой голос, неповторимая интонация. И лицо у свистульки тоже свое. Одна — сказочная птица, другая — кот-баюн…

Центром гончарного промысла была Елховка. Из тех мест горшечников много вышло. Зародилось ремесло там не случайно — глина у Елховки особая, податливая, послушная в руках мастера. Но со временем все меньше добывали той глины. Заветное место, хорошо знакомое местным гончарам, зарастало бурьяном. Природа укрыла от глаз людских подарок, мол, не хотите — не надо. Так бы и канул в Лету гончарный промысел, если бы не проект «Волшебство глины в наших руках».

— Еще бы чуть-чуть, и не осталось тех, кто мог бы рассказать о местных горшечниках, — говорит автор проекта Наталья Евграфова.

Вот и решила Наталья Васильевна возродить местный промысел. Идею поддержали в районной администрации, помогли, чем смогли. Выделили деньги на оборудование студии «Волшебная глина», ее открытие приурочено к Году культуры в России, на покупку гончарного круга, обучение будущего руководителя студии.

С последним долго не могли определиться. Людей, владеющих мастерством, в районе практически не осталось. А те, что есть, уже в преклонном возрасте. Думали-думали, как быть. И придумали. В Богородск, который славится своими гончарами, отправили перенимать мастерство Веру Костерину. Предложили — поехала.

— Сразу влюбилась в глину, — рассказывает Вера Владимировна. — Будто озарение какое снизошло. Откуда это? В роду гончаров не было, да и лепить раньше не особо любила.

Но одно дело — пластилин, другое — глина. Прежде чем приступить к творчеству, материал нужно как следует подготовить. Глину мнут ногами, делая ее мягкой и пластичной.

— Глину привожу в мешках, — говорит Вера Костерина. — Сумела найти то самое елховское месторождение. Упросила одного из старожилов отправиться со мной на поиски глины.

Таким образом гончарный промысел возрождают от «А», то есть от использования местного сырья, до «Я» — производства настоящих глиняных шедевров. По словам Веры Владимировны, до «Я» ей еще далеко. Она только в начале пути. Гончарный круг осваивает самостоятельно. В Богородске объяснили и показали, как к нему подступиться.

— Это только со стороны кажется, что смастерить что-то на гончарном круге дело нехитрое, — объясняет Вера Костерина. — Но надо учесть каждую мелочь. Сколько взять глины, какой толщины стенки должны получиться. Первая чашка, которую делала в студии на нашем круге, получилась не совсем такой, какую задумывала. Сейчас немного руку набила

К открытию студии Вера Владимировна приготовила чашки, тарелки, игрушки… Слепить мало, нужно еще закрепить полученный результат. Поможет это сделать муфельная печь. В ней обжигают глиняные изделия. Приобрели ее на средства, полученные за победу в областном конкурсе.

— Обжиг — важная часть творческого процесса, — говорит Вера Костерина. — Он не только позволяет закрепить форму изделия, но и придать ему особый вид. После гончарного круга изделие нужно обсушить, шкуркой убрать все неровности и в печь — на утильный обжиг. Потом добавляем краски. Можно покрыть кракелюрным лаком, он даст эффект вещи с историей. Или опустить в молоко и снова в печь. Цвет получим темно-коричневый. В такой посуде и готовить можно, и еду выкладывать.

Вера Владимировна мастерством своим уже со всеми желающими делится. К ней ходят заниматься 10 ребятишек. Взрослые пока только обещают записаться на уроки мастерства, но Вера Костерина уверена, что в конце концов и они сдадутся. Главное — начать.

Тем более, гончарной студии уже поступил заказ: к дню района организовать выставку-продажу изделий из глины. Особое место отведут спасской свистульке. Одну, в облике сказочной птицы, Вера Владимировна уже сделала. И голос у нее такой же звонкий, как у далеких предшественниц.

Юлия МИНДАЛЁВА.