Один день боя…

В сносках значилась их принадлежность Д. В. Прокопьеву. Он был автором книги «Художественные промысла Горьковской области», которая была издана еще до войны, в 1939 году. Имя автора ни о чем не говорило. Но так нравились приводимые цитаты. Даже по этим отрывочным абзацам можно было понять, что человек поработал над книжкой немало и знал много. Захотелось ее достать. Букинисты хмыкали, говорили, что желание благое, но эта книга им не попадалась. Книга-то местночтимая, тираж ее за пределы области сильно растечься не мог, но была она неуловимой. Не знаю, то ли достать ее стало маниакальным желанием, то ли каким-то гипнотическим усилием повлиял я на букинистов, но они мне ее нашли. Открыв книжку вечером, закрыл я ее под утро.Конечно, первое желание было узнать об авторе. С тех пор прошло много времени. Биографию Дмитрия Васильевича Прокопьева я теперь хорошо знаю, и вы сейчас поймете, почему материал о нем появился под этой рубрикой.

Дмитрий Васильевич Прокопьев был человеком удивительным и чудаковатым. Возможно, будь он преклонных годов, чудаковатость ему бы прощалась. Но он был молод. Представьте себе молодого человека, который любит возиться в саду, выращивает цветы, пишет стихи, увлекается музыкой, вышивает, коллекционирует книги, неплохо рисует, да еще и вдобавок сам музейный работник.

В одном из писем он признается:

«Неужели придется встречать старость в одиночестве, оставаясь непонятым в небольших страстях, чудаковатых причудах…»

Так и вышло. Жизнь его оборвалась в 39 лет. Он был одинок… Правда, до старости было еще далеко, и, кто знает, как бы он ее встретил, сложись все по-другому.

Дмитрий Васильевич Прокопьев родился в Василевой слободе через два года после начала XX века. Свое высшее образование закончил в Саратовском университете на историко-филологическом факультете. Как водится, студентом подрабатывал в музее. Музейная работа ему понравилась, и когда он приехал в Нижний Новгород, то поступил на должность младшего хранителя в историко-бытовой музей. Сидеть просто «сторожем» при экспонатах он не собирался. Уговорив своего более молодого коллегу Михаила Званцева, он каждый воскресный день отправлялся с ним в недалекие экспедиции, благо транспорт — велосипеды — был.

Они покорили все бездорожье заволжской стороны.

Михаил Петрович Званцев до сих пор считается главным исследователем нижегородской домовой резьбы, а его коллекция негативов насчитывает сотни и сотни кадров.

Для Дмитрия Васильевича Прокопьева домовая резьба была лишь небольшой составляющей в исследовании народных художественных промыслов.

Их книги выходят в один год. Званцев остался верен домовой резьбе, а Прокопьев составляет энциклопедию нижегородских народных ремесел. А их он обнаружил около пятисот.

Можно без натяжки считать, что он первым открыл рукотворное богатство Нижегородчины.

«Я остаюсь благодарен этим вещам за то, что они помогли мне, наконец, расшифровать весьма мучительные загадки и внести ту ясность, которая всегда хороша для сегодняшнего дня и намечающегося завтрашнего дня».

Музейная коллекция пополнялась экспонатами, привезенными из экспедиций двумя молодыми исследователями. Тут же организовывались выставки. Название лишь одной: «Нижегородские дворяне и помещики XVIII – XIX веков». И это через десять лет после революции. Неважно, что на выставке демонстрировалось мастерство народных умельцев из помещичьих и дворянских усадеб. Доброхоты тут же нашлись. До «звания» врагов народа было еще далеко, а вот «чуждым элементом» Дмитрий Прокопьев стал. В музее разгорелась нешуточная борьба с ним и его сторонниками. Ряд самых деятельных музейных работников вынужден был уйти. И областной музей превратился просто в хранилище собранного.

Уход из музея для Дмитрия Прокопьева не стал жизненной трагедией. Его тут же приютил Загорский (ныне Сергиево-Посадский) музей игрушки. До сих пор коллекция нижегородской народной игрушки в этом музее считается непревзойденной. А собрал ее Дмитрий Васильевич за короткий срок и за несколько поездок на родину.

К этому времени у него вызрела новая мечта – альбом «Народная игрушка СССР». Теперь он уже ездит по стране. Он открыл неведомый мир мастеров-игрушечников и собрал о них огромный материал. Альбом, который был задуман, насчитывает 300 фотографий и хранится в запасниках музея. Света он не увидел, началась война…

Осенью 1941 года Дмитрия Васильевича Прокопьева призывают в армию и отправляют в Омск на переподготовку. В это время там формируется 282-я стрелковая дивизия. Он, в звании старшего лейтенанта, становится командиром взвода в 877‑м стрелковом полку.

В апреле 1942 года дивизия отправляется на фронт.

Судя по спискам потерь дивизии, Дмитрию Васильевичу Прокопьеву удалось повоевать всего один день. Он погиб в бою 3 мая 1942 года.

Это был первый день наступления дивизии. В 5.30 она атаковала вражеские позиции. 877-й полк прорывался к деревне Никольское…

Только 15 мая удалось похоронить погибших. Среди потерь личного состава значился и старший лейтенант Дмитрий Васильевич Прокопьев.

Нижегородские краеведы не раз предлагали увековечить его имя. Высказывалась идея переиздания его книги с дополнением публикаций из журналов и письмами. Даже высказывалось предложение назвать Музей истории народных промыслов Нижегородской области его именем.

Пока к этим словам никто не прислушался.

Вячеслав ФЕДОРОВ.